Урок на тему «Имя прилагательное»(повторение изученного в 5 классе) в 6 классе Учитель русского языка и литературы МБОУ «Джалильская СОШ1 с углубленным изучением отдельных предметов» Валиева Эльвира Дамировна 2013 г.
Сценка из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Правдин. Митрофанушка, что же ты знаешь по грамматике? Митрофан. Много. Существительна да прилагательные... Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь, котора дверь? Правдин. Котора дверь? Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему же? Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон в чулане шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна. Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку. Митрофан. И ведомо.
Двадцатое декабря. Имя прилагательное.
Цель урока : Повторить, обобщить, систематизировать материал по теме «Имя прилагательное»
Упражнение 272. Раскрой скобки. Вспоминается мне (ранний, погожий) осень. Помню (ранний, свежий, тихий) утро. (И.Бунин).
Проверь. Вспоминается мне ранняя, погожая осень. Помню раннее, свежее, тихое утро. (И.Бунин). Эпитет.
Вспоминается мне ранняя, погожая осень. Помню раннее, свежее, тихое утро. (И. Бунин)
Грамматические признаки прилагательных. Морфологические признаки прилагательных До ПризнакиПосле Род Спряжение Лицо Число Склонение Время Вид (совершенный/несовершенный)
Вывод: имена прилагательные с существительным согласуются в роде, числе, падеже. Как определить окончание прилагательного?
Упражнение 273. Найдите предложение 2 и выпишите его, заменяя полную форму прилагательного краткой. Не всякий в дело гожий, кто лицом пригожий.
Вспоминается мне ранняя, погожая осень. Помню раннее, свежее, тихое утро. (И. Бунин)
Игра «Пятый лишний». Найти лишнее слово, объяснить почему. 1. Хорош 2. Неуклюж 3. Горяч. 4. Тощ 5. Беречь
о-е в суффиксах и окончаниях прилагательных. Беж е вый. Кумач о вый. Рыж е го.
Игра «Лови ошибку и обсуди ее в паре!» Чужёй свечой, песцовый воротник, глянцевая бумага, большёго дома.
Ключ. Чужой, глянцевого, большого.
Игра «Установи соответствие между прилагательным (колонка I) и его синонимом (колонка II)» 1. слабый (ребенок) 2. слабый (ветер) 3. слабый (характер) 4. слабый (ответ) а) плохой б) мягкий в) тихий г) болезненный
Повторение по теме «Имя прилагательное» 5 класс Тест 1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает: а) предмет; б) признак; в) действие. 2. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные: а) медленный, верное, желтизна, белеть; б) медленный, верное, желтый, белый; в) медленный, верность, желтый, белый; г) медлительность, белый, верность, желтый. 3. В какой строчке все слова пишутся на конце без Ь? а) шалаш.., могуч.., хорош.., стеречь..; б) из-за туч.., пахуч.., сберечь.., луч..; в) багаж.., хорош.., овощ.., возле дач Прилагательные в полной форме является в предложении как правило: а) подлежащим; б) определением; в) дополнением. 5. Установите соответствие между прилагательными (колонка I) и их антонимами (колонка II) 1. свежий (хлеб) 2. свежий (воздух) 3. свежий (карп) 4. свежий (цветок) 6. Буква О пропущена в окончании прилагательного: а) к чужой..му берегу; б) погож..го вечера в) старш..му брату. а) тухлый б) черствый в) увядший г) спертый
Ключ к тесту. 1.б. 2.б. 3.в. 4.б б. 2.г. 3.а. 4.в. 6.а.
0 ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3– 4 ошибки – «3»
Домашнее задание Придумать тест из 5 заданий с ключом к нему. Задание 2. Упражнение 274.
Использованная литература. 1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: 3-е изд.- М.: Просвещение, Дидактический материал по русскому языку для 6 класса. 3. Диктанты и изложения/Сост. Ситникова Л.Н. Волгоград:Учитель, Занимательные упражнения по орфографии.5-9 классы.- Саратов:Лицей, Контрольные проверочные работы по русскому языку 5-7 классы.- М.:Дрофа, Крамаренко Н.О.Нетрадиционные уроки по русскому языку: 5-6 классы/Волгоград: Учитель-АСТ, Школьный словарик антонимов и синонимов русского языка.С- П.:Издательский дом Громова, html 9.