БУКВЫ Ё, О ПОСЛЕ БУКВ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1 © ООО «Баласс», 2012 Урок 13
ночь чаща дрожь круча роскошь жизнь луч_ шило ключ_ щавель пустошь чудо Запишите слова группами в зависимости от вида орфограмм. Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо. Проверьте себя Озаглавьте каждую группу по виду орфограмм. Что объединяет эти слова? Обозначьте опознавательный признак, условия выбора орфограмм. Сформулируйте орфографические правила. «Буква Ь после букв шип. «Буквы И, У, А после на конце имён сущ.» букв шипящих» Вспоминаем то, что знаем
б…чка ч…лка м…д ш…лк л…дка щ…тока т…алый ж…лютый Вставьте букву Ё или О. В каком случае возникла проблема выбора? Сравните результаты Определяем проблему урока бочка чё/вволка мёд шё/вволк лодка щё/отока тёалый жё/олютый
Что общего в словах 1-го и 2-го столбика? А в чём различие? Это новый вид орфограммы? Почему? Назовите её опознавательный признак. Сформулируйте учебную проблему. бочка чё/вволка мёд шё/вволк лодка щё/отока тёалый жё/олютый Проверьте свои предположения о проблеме урока. Какую букву – Ё или О – нужно писать под ударением после букв шипящих? Обсудите в парах.
жёлютый крыжовник шёпот шорох чёрный шов щёлка капюшон Подберите к словам 1-го столбика однокоренные слова (глаголы и существительное). Запишите рядом пары однокоренных слов, выделите корень. Попробуйте сделать то же со словами 2-го столбика. Что получилось? Решаем проблему, открываем новые знания Прочитайте слова вслух. Какой звук слышится под ударением после шипящих в корне слова? А какие буквы пишутся? Обсудите и выполните в парах. Сравните результаты. искл.
жёлютый – желтеть шёпот – шептать чёрный – чернеть щёлка – щель Ответьте на проблемный вопрос урока. Сформулируйте правило самостоятельно. Установите закономерность в корнях однокоренных слов. Сравните свои выводы с правилом в учебнике (п. 6). крыжовник – ? шорох – ? шов – ? капюшон – ? Проверьте себя. жёлютый – желтеть шёпот – шептать чёрный – чернеть щёлка – щель Дополните графическое обозначение условий выбора орфограммы и её опознавательного признака.
Это один вид орфограммы или разные? Аргументируйте ответ. Сравни и запомни! Чем отличаются слова в каждой группе? жонглёр шоссе шофёр шоколад Найдите информацию в учебнике, которая поможет вам ответить на этот вопрос. крыжовник шорох шов капюшон Проверьте себя.
Шоколад, шофёр, крыжовник. Шов, шоссе, обжора, шорник. Шорох, чопарный, чащоба. Капюшон, жокей, трущоба. Запомним рифмовку Запишите в тетрадях новые для вас слова. Кто изображён на картинке? Что означает слово шорник? Шорник человек, который занимается изготовлением шор, то есть боковых надглазников, которые надеваются на лошадей для ограничения поля зрения.
Выполните предложенные задания. Сравните с ответом. 1. Какую букву выбрать: Ё или О? а) щ…голь б) ч…рствый в) ч…парный г) реш…тока Выпишите только слова с Ё. 2. Найдите «лишнее» слово. а) расчёска, б) жонглёр, в) шорох, г) шёпот. 1. а) жёрдочка; б) чёрствый; г) решётока. 2. Найдите «лишнее» слово. а) расчёска; б) жонглёр; в) шорох; г) шёпот. Рефлексия