Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л. Выгодский
Цель данной технологии: развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.
Критическое мышление – это: любознательность и использование исследовательских методов: постановка вопросов, осуществление планомерного поиска ответов
Роль учителя в ТКМ : направляет усилия учеников в определенное русло сталкивает различные суждения создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Основа ТКМ – трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия
Технологические этапы 1-я стадия ВЫЗОВ 2-я стадия ОСМЫСЛЕНИЕ 3-я стадия РЕФЛЕКСИЯ Актуализация знаний Побуждение интереса к получению новой информации Постановка учеником собственных целей обучения Получение новой информации Корректировка поставленных учеником целей обучения Рождение нового знания Постановка учеником новых целей обучения
Структура урока в технологии РКМЧП 1 этап Вызов Приемы: Верные, неверные высказывания Кластер Таблица ЗХУ Корзина идей Толстые и тонкие вопросы
Структура урока в технологии РКМЧП 2 этап Осмысление Приемы: Инсерт Зигзаг Таблицы
Структура урока в технологии РКМЧП 3 этап Рефлексия Приемы: Кластер Эссе Таблицы Синквейн
Кластер Это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
Кластеры (гроздья)
Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ) З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать
Прием «Корзина идей» или «Мозговая атака» Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В корзине будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре: 1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам 2. Каждый ученик записывает все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты). 3. Обмен информацией в парах или группах. (не более 3 минут) Ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. 4. Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). 5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны
Таблица вопросов «Тонкие» вопросы«Толстые» вопросы Кто…? Что…? Когда…? Где…? Верно ли…? Как называется…? Как зовут…? Было ли…? Согласны ли вы…? Дайте определение … Почему…? Почему вы думаете…? В чем сходство, в чём различие…? Предположите, что будет, если…? Как…? Как взаимосвязаны…? Дайте определение…
Инсерт (маркировка текста) V - я это знал + - новая информация - - думал по-другому ? – хочу задать вопрос, требуется уточнение
Таблица «Кто-Что-Когда-Где- Почему?» Кто?Что?Когда?Где?Почему?
Сводная таблица Обобщающий урок по теме «Транспорт» Авто- мобиль По- езд Линии сравнения Ко- рабль Само -лёт Где передвигаются? Как передвигаются? Что (кого) пере- возят? Грузоподъёмность Скорость передвижения
Синквейн Имя существительное (тема синквейна) 2 имени прилагательных или причастия (признаки) 3 глагола или деепричастия (действия) Фраза (4 слова) Слово – ассоциация, вывод
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!