Технология формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Учителя-логопеда Гордейчук С.В. МБДОУ «Детский сад 19 Православный» Ногинского муниципального района
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ. МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ), ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ). МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ). СОДЕРЖАНИЕ
Психолого-педагогическая характеристика детей 4-6 лет с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Степени (уровни) речевого недоразвития не представляют собой застывших образований. В каждом уровне можно найти элементы предыдущего и последующего уровней. В реальной практике редко встречаются чётко выраженные уровни, т.к. новые элементы постепенно вытесняют предшествующие формы. У детей чаще встречаются переходные состояния, в которых сочетаются проявления продвинутого уровня и ещё не изжитые нарушения.
II уровень речевого развития характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые конструкции или искажённые фразы, владеют обиходным словарным запасом (преимущественно пассивным). В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление в речи местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций: неправильное использование падежных форм, ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода, отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными. У детей нарушено произношение согласных: шипящих, сонаров, свистящих, твёрдых и мягких, звонких и глухих. Грубые ошибки отмечаются в воспроизведении слов разного слогового состава: перестановки слогов, звуков, замена и уподобление слогов, выпадение звуков в позиции стечения согласных. III уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей и воспитателей, вносящих в речь пояснения. Звуки, которые дети могут произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно чётко: недифференцированное произнесение свистящих, шипящих, аффрикат и сонаров; замена некоторых звуков другими (чаще замена сонаров); нестойкое употребление звука; смешение звуков. Диагностическим показателем данного уровня является нарушение звуко-слоговой структуры: перестановки и замены слогов и звуков, сокращение количества слогов, персеверации, антиципации, добавление лишних звуков и слогов. Понимание речи приближается к низкой возрастной норме. Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. В картине аграмматизма выявляются довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательных с существительными в роде и падеже, смешение родовой принадлежности существительных, ошибки в согласовании числительного с существительным всех трёх родов, ошибки в употреблении предлогов. При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, рассказ-описание мало доступен. Основной контингент дошкольников в группах с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют дети с II и IIIуровнями речевого развития.
Низкий уровень развития основных свойств внимания. Низкий уровень вербальной памяти и низкая продуктивность запоминания. Низкая активность припоминания. Ограниченные возможности развития познавательной деятельности. Отставание в развитии наглядно-образной сферы мышления. Ригидность мышления. Отставание в развитии двигательной сферы. Особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляющиеся в недостаточной координации пальцев рук. Диссоциация речевого и психического развития. Для детей с ОНР характерно:
Методика коррекционно-педагогической работы (первый год обучения) Развитие понимания речи. Формирование словарного запаса. Формирование грамматического строя.
Приёмы: 1. Обучение пониманию некоторых обиходных обращений в повелительной форме. 2. Ситуационная речь, использование режимных моментов. 3. Появление и внезапное исчезновение предмета, который сначала был назван. 4. Совместное проговаривание слова. 5.Отражённое проговаривание. 6. Договаривание слова в ситуации, подсказывающей нужное слово. 7. Комментирование действий с предметами. 8. Упражнения и дидактические игры. Развитие понимания речи. Наиболее эффективна в первые два месяца индивидуальная форма занятий. Продолжительность занятий минут. Спустя два месяца детей целесообразно объединить в подгруппы по 2-3 человека, а время увеличить до минут.
Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы: «Игрушки, продукты питания, одежда, дом, мебель, транспорт, овощи и фрукты» и т.д. Закрепляется умение детей называть: 1. Имена друзей, кукол, окружающих взрослых. 2. Односложные слова типа: кот, нос, мяч, стул, рот, дом, мак. 3. Двусложные слова с ударением на первом слоге типа: санки, шуба, муха, уха. 4.Трёхсложные слова с ударением на втором слоге типа: собака, канава, ворона, машина, лопата. Формирование словарного запаса.
1. Научить детей устанавливать связи между предметом и его действием, закрепить навыки употребления глаголов 3 лица единственного числа настоящего времени. 2. Сформировать навыки практического употребления в речи категории числа существительных. 3. Сформировать навыки употребления в речи категории глаголов. 4. Сформировать навыки употребления в речи категории падежа в следующей последовательности: винительный падеж, родительный падеж, дательный, творительный и предложный. Формирование грамматического строя.
Три периода обучения: Первый период – сентябрь, октябрь, ноябрь. Фронтальные занятия проводятся 2 раза в неделю, подгрупповые и индивидуальные – ежедневно. Второй период – декабрь, январь, февраль, март. Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка – 3 раза в неделю. Третий период – апрель, май, июнь. Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю. Работа направлена на: 1. Развитие понимания речи. 2. Развитие лексико-грамматических средств языка. Методика коррекционно-педагогической работы (второй год обучения)
Первый период - 3 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Второй период – 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Третий период – 2 занятия по формированию лексико- грамматического строя речи. Направление работы: Формирование и совершенствование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Методика коррекционно-педагогической работы в подготовительной группе (третий год обучения)
У детей пополнился лексический запас. Улучшение грамматического строя речи. Речевая активность детей на высоком уровне. Понимание обращённой речи достигает норму развития. Значительно улучшилась связная речь детей. Результаты использования технологии
1. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, – 224 с. ЛИТЕРАТУРА