Д Е П О З И Т А Р Н О К Л И Р И Н Г О В А Я К О М П А Н И Я ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ: ОТ МЕЧТЫ К РЕАЛЬНОСТИ РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОРУМ Москва, 7 декабря 2004 года
2 Центральный Депозитарий – цели и преимущества Миссия ЦД – осуществление на национальном уровне централизованного хранения, клиринга и расчетов по сделкам с ценными бумагами Стратегическая цель ЦД – снижение рисков, издержек и сроков расчетов для инвесторов Преимущества ЦД – повышение эффективности, прозрачности, надежности, доступности рынка и, как следствие, улучшение инвестиционного климата в России
3 Модели ЦД – международный опыт США – общенациональная интеграция 1953 – действует около 20 депозитариев создание DTC как центрального места хранения при активном участии регулирующих органов (Конгресс и SEC) основные торговые площадки (NYSE, NASD, ASE) создали единую клиринговую организацию – NSCC 1999 – объединение DTC и NSCC в DTCC 2002 – объединение клиринговых «дочек» DTCC – GBCC, MBACC и EMCC – с материнской компанией DTCC – крупнейшая депозитарно-клиринговая организация в мире, принадлежащая и управляемая основными пользователями – банками, брокерами/ дилерами, фондами, NASD и NYSE Европа – общеевропейская интеграция Создание национальных депозитарно-расчетных систем (Англия - CREST, Германия - Kassenverein, Франция – Sicovam, Нидерланды – Necigef, Бельгия – CIK), а также общеевропейских организаций - EUROCLEAR и CEDEL 2000 – Интеграция национальных систем в EUROCLEAR (Sicovam, CREST, Necigef, CIK) и CLEARSTREAM (CEDEL, Kassenverein и LuxClear) 2003 – открытие автоматизированного «моста» между двумя международными ЦД EUROCLEAR – принадлежит участникам рынка, обслуживает несколько национальных бирж, доля рынка – ¾ европейских расчетов, CLEARSTREAM - принадлежит Deutsche Boerse
4 Американская модель на современном этапе
5 Европейская модель на современном этапе
6 Сложившаяся инфраструктура российского рынка Регистраторы Расчетные депозитарии – ДКК и НДЦ Клиентские депозитарии – брокеры, банки, кастодиальные банки Клиринговые организации – ДКК, НДЦ, РТС, ММВБ, МФБ, ФБ СП Биржи - РТС, ММВБ, …
7 Российская модель на современном этапе
8 Перспективная инфраструктура российского рынка Регистраторы Центральный Депозитарий – единый номинальный держатель и расчетно-клиринговая организация Клиентские депозитарии Биржи
9 Перспективная российская модель
10 Принципы построения Центрального Депозитария Независимость Прозрачность Доступность Некоммерческий характер деятельности Соответствие международным стандартам Единые тарифы и условия обслуживания Государственная поддержка
11 Варианты построения Центрального Депозитария Создание ЦД «с нуля» в форме ГУП Большие затраты Длительный срок создания Отсутствие опыта и репутации Возможная невостребованность рынком (пример Украины) Создание ЦД на базе существующих расчетно- депозитарных организаций (ДКК и НДЦ) Отсутствие указанных выше недостатков Необходимость объединения ДКК и НДЦ
12 Нормативная база и государственная поддержка Признание необходимости создания в России Центрального Депозитария путем принятия решений на законодательном уровне Внесение в соответствующие нормативные акты положений, создающих предпосылки для интеграции существующих расчетно-депозитарных систем (ДКК и НДЦ) Государственная поддержка функционирования Центрального Депозитария (участие в органах управления и/или капитале)
13 Этапы создания ЦД на базе ДКК и НДЦ Централизация функций хранения по типам ценных бумаг (ДКК – корпоративные ц.б., НДЦ – государственные ц.б.) и ее фиксация в нормативных актах Централизация функций клиринга и расчетов при обслуживании всех бирж Централизация структуры управления путем юридического объединения ДКК и НДЦ
14 Подходы к структуре собственности и управлению ЦД Владельцы ДКК … и НДЦ Подход к структуре собственности и управлению со стороны профучастников рынка… и ЦБ РФ
15 Возможности компромисса Компромиссный подход к структуре собственности Центрального Депозитария возможен при соблюдении основных принципов построения ЦД, что достигается непосредственным и значимым вовлечением участников рынка как основных пользователей услуг ЦД в процессы обеспечения прозрачного управления ЦД финансового контроля деятельности ЦД формирования тарифной политики ЦД