Эффективные методы и приемы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является сензитивным для развития речи ребенка. Дети шестого- седьмого года жизни тянутся к взрослым, сверстникам, им интересно поговорить, поделиться своими мыслями, наблюдениями, радостями, тревогами. Им уже под силу терпеливо, до конца выслушать ответ на вопрос или объяснения. В связи с этим становится актуальной работа логопеда по обогащению словаря детей, активизации в их речи имен существительных, прилагательных и глаголов.
игры на обогащение словаря Активизация Имен существительных Активизация Имен прилагательных Активизация глаголов
Имя существительное. ДИкиеживотные ДИкиеживотные ФРУКТы ФРУКТы ТРАНСПОРт ТРАНСПОРт Игра Назови одним словом.
Игра Продолжи ряд. Ребенку необходимо назвать как можно больше видовых понятий по темам: « Деревья» «Цветы» «Овощи» «Дни недели» «Транспорт»
Игра Части-целое. Подобрать к изображению дерева картинки с фрагментами (листа, ветки, корней, ствола).
Игра « Догадайся, кто это ( что это)?» Дерево, на котором растут яблоки- это… Предмет, которым мы пишем- это… Спальная принадлежность, которую мы кладем под голову- это…
Игра Найди отличия. маленькая большой
Имя прилагательное. холодный горячий
Игра « Чье это?» Чье ухо? Чья берлога? Чей хвост? Чьи следы?
Игра « Исправь ошибку» : Арбуз деревянный, а ящик спелый. Ножик сладкий, груша острая. Варенье мягкое, кресло вкусное. Шуба речная, рыба меховая.
Глаголы. Глаголы так же, как существительные и прилагательные, входят в словарный запас дошкольника. Предлагаю детям картинки для рассматривания или называю предметы (объекты); затем спрашиваю, что делает этот предмет (объект)?
Игра «Кто что делает?» Самолет Корабль Лягушка
Рыба Лампочка Доктор Кошка
Игра « Исправь ошибку». Бабочка плавает, а рыбка летает. Лопата пилит, а пила копает. Мышка рычит, медведь пищит. Ветер падает, снег дует. Врач учит, учитель лечит.
Игра «Закончи предложение». Рыба плавает, а птица летает. Гусеница ползет, а заяц… Самолет летит, а корабль… Медведь любит мед, а заяц…
Педагогам необходимо осуществлять преемственность в освоении, расширении, закреплении материала по определенной лексической теме и в других видах совместной и самостоятельной деятельности дошкольников.