К вопросу о типах подлежащих в синтаксической системе русского языка. Использование разных типов подлежащих в художественном тексте. К вопросу о типах.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Источники смешного в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия». Проект выполнила учащаяся 7 класса МОУ Орловской СОШ Риттер Рената. Руководитель проекта:
Advertisements

Антон Павлович Чехов 1860 – Генерал-майор Булдеев Приказчик Иван Евсеич Генеральша Булдеева Все, живущие в доме Доктор Герои рассказа:
Главные члены предложения Проект по русскому языку выполнил Бакиров Максим, ученик 8 класса А.
Что нужно знать и уметь,чтобы выполнить задания А9. 1.Вопросы,на которые отвечает подлежащее. Способы выражения подлежащего; 2.Вопросы,на которые отвечает.
«Говорящие» фамилии в произведениях А.П.Чехова Выполнила ученица 10 «А» класса Старорусская А.
"Главные члены предложения". Грамматическая сказка
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
…такие слова, которые обозначают лицо, а также указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их конкретно. Местоимение вне контекста имеют.
Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель конца XIX-начала XX века. Родился он 17(29) января 1860 года на берегу Азовского моря.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
8 класс Справочник Подлежащее это главный член двусоставного предложения, обозначающий предмет речи. Общим вопросом к подлежащему является вопрос, который.
Местоимение как часть речи Он Она Оно Они Я и Ты Вы и Мы ЛИЧНЫЕ МЕСТОИ МЕНИЯ 6 класс, учитель Хатинская И.П.
В ходе этого урока вы познакомитесь с основными признаками местоимения как части речи; узнаете, на какие разряды делятся слова этой части речи. План урока:
МЕСТОИМЕНИЯ Местоимение самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики.
Местоимение как часть речи. Цель: вспомнить отличительный признак местоимений от других частей речи; познакомиться с разрядами местоимений; выяснить роль.
Горшкова Зоя Семеновна, Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа 5 с углубленным изучением.
Подготовлен Калининой Анастасией 8 «В». Члены предложения Главные Второстепенные Подлежащее Сказуемое Определение ПриложениеДополнение Обстоятельство.
Это непростое простое предложение (сценарий пьесы)
Разряды и морфологические признаки местоимений- прилагательных и местоимений- числительных. РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 2. Урок 79. © ООО «Баласс», 2014.
Виды односоставных предложений Андреева А.. Предложения двусоставныеодносоставные + либо.
Транксрипт:

К вопросу о типах подлежащих в синтаксической системе русского языка. Использование разных типов подлежащих в художественном тексте. К вопросу о типах подлежащих в синтаксической системе русского языка. Использование разных типов подлежащих в художественном тексте. Выполнил: ученик 10 А класса Выполнил: ученик 10 А класса Чурин Андрей Чурин Андрей Учитель: Козлова М.И. Учитель: Козлова М.И. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 185 с углубленным изучением отдельных предметов. Нижний Новгород 2012

Актуальность темы Правительство нашей страны обеспокоено сегодняшним состоянием русского литературного языка, поэтому в настоящее время действует ведомственная целевая программа «Русский язык», а 2009 год был назван годом русского языка. Также с 2008 года выпускники школ Российской Федерации сдают экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ. Эти и другие мероприятия способствуют повышению интереса к проблеме, связанной с изучением русского языка. Поэтому тема данной научной работы является достаточно актуальной. Правительство нашей страны обеспокоено сегодняшним состоянием русского литературного языка, поэтому в настоящее время действует ведомственная целевая программа «Русский язык», а 2009 год был назван годом русского языка. Также с 2008 года выпускники школ Российской Федерации сдают экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ. Эти и другие мероприятия способствуют повышению интереса к проблеме, связанной с изучением русского языка. Поэтому тема данной научной работы является достаточно актуальной.

Приступая к подбору и изучению материала по выбранной теме, мы поставили перед собой следующие задачи: Приступая к подбору и изучению материала по выбранной теме, мы поставили перед собой следующие задачи: систематизировать собственные знания по теме «Синтаксис. Подлежащее»; систематизировать собственные знания по теме «Синтаксис. Подлежащее»; узнать новое через углубленное изучение вопроса об особенностях подлежащего, способах его выражения, исходя из трудов по синтаксису известных ученых-лингвистов, таких, как В.В. Виноградов, И.Г. Голанов, С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков; узнать новое через углубленное изучение вопроса об особенностях подлежащего, способах его выражения, исходя из трудов по синтаксису известных ученых-лингвистов, таких, как В.В. Виноградов, И.Г. Голанов, С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков; познакомиться с классификацией подлежащих по значению, способу выражения на основе лингвистической традиции; познакомиться с классификацией подлежащих по значению, способу выражения на основе лингвистической традиции; выяснить, какова роль подлежащих в художественном произведении; выяснить, какова роль подлежащих в художественном произведении; выяснить, какие типы подлежащих (по способу выражения) чаще используются в художественном произведении. выяснить, какие типы подлежащих (по способу выражения) чаще используются в художественном произведении.

Подлежащее может быть выражено: существительным или местоименным существительным в форме именительного падежа; существительным или местоименным существительным в форме именительного падежа; субстантивированным словом; субстантивированным словом; количественным числительным; количественным числительным; инфинитивом; инфинитивом; предложением предложением

Кроме этого, подлежащее может выражаться: Кроме этого, подлежащее может выражаться: Личными местоимениями: Он посмотрел направо, затем налево. Личными местоимениями: Он посмотрел направо, затем налево. Вопросительными местоимениями: Кто не успел? Вопросительными местоимениями: Кто не успел? Относительными местоимениями: Она не сводит глаз с дороги, что идёт через рощу. Относительными местоимениями: Она не сводит глаз с дороги, что идёт через рощу. Неопределенными местоимениями: Жил некто безродный, одинокий. Неопределенными местоимениями: Жил некто безродный, одинокий. Отрицательными местоимениями: Никто этого не знает. Отрицательными местоимениями: Никто этого не знает. Неопределенной формой глагола (независимый инфинитив): Ходить ночью по горам опасно. Неопределенной формой глагола (независимый инфинитив): Ходить ночью по горам опасно. Именем собственным: Иван ветеринар. Именем собственным: Иван ветеринар.

Подлежащее может выражаться лексически или синтаксически неразложимым словосочетанием: Подлежащее может выражаться лексически или синтаксически неразложимым словосочетанием: Составные географические наименования: Северный Ледовитый океан. Составные географические наименования: Северный Ледовитый океан. Название учреждений: Министерство образования. Название учреждений: Министерство образования. Устойчивые словосочетания: железная дорога, сельское хозяйство. Устойчивые словосочетания: железная дорога, сельское хозяйство. Крылатые слова: сизифов труд, филькина грамота. Крылатые слова: сизифов труд, филькина грамота. Существительное, выражающее количество, + существительное в родительном падеже: множество народа, ряд лиц, часть приезжих. Существительное, выражающее количество, + существительное в родительном падеже: множество народа, ряд лиц, часть приезжих. Числительное или местоимение сколько, несколько, столько + существительное в родительном падеже: две березы, несколько зданий, много птиц. Числительное или местоимение сколько, несколько, столько + существительное в родительном падеже: две березы, несколько зданий, много птиц.

Исследования на основе рассказа Антона Павловича Чехова « Лошадиная фамилия» и Сергея Васильевича Лукьяненко « Донырнуть до звезд». Рассмотрим следующие художественные произведения: рассказ Антона Павловича Чехова «Лошадиная фамилия» и рассказ Сергея Васильевича Лукьяненко «Донырнуть до звезд». Наша цель: сравнить художественные тексты на наличие подлежащих разного типа. Рассмотрим следующие художественные произведения: рассказ Антона Павловича Чехова «Лошадиная фамилия» и рассказ Сергея Васильевича Лукьяненко «Донырнуть до звезд». Наша цель: сравнить художественные тексты на наличие подлежащих разного типа. Для того чтобы совершить подобный анализ, нужно выписать все подлежащие из данных текстов и распределить их на группы по их типу. Для того чтобы совершить подобный анализ, нужно выписать все подлежащие из данных текстов и распределить их на группы по их типу.

Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» Подлежащие, представленные в рассказе: Зубы, он, все это, доктор, он, это, генерал, все домашние, Иван Евсеич, он, Яков Васильич, сила, он, зуб, которые, ваше превосходительство, зубы, ерунда, шарлатанство, вы, ваше превосходительство, генеральша, я, ты, руки, Булдеев, акцизный, генерал, собака, приказчик, ваше превосходительство, фамилия, Иван Евсеич, Булдеев и генеральша, фамилия, Кобылин, Жеребцов, фамилия, какая, Жеребятников, Кобылицын, Кобылятников, Кобелев, Жеребчиков, Лошадинин, Лошаков, Жеребкин, все, я, ты, Лошадкин, Кобылкин, Коренной, Коренников, генеральша, Пристяжкин, генерал, Иван Евсеич, генерал, он, приказчик, Жеребчиков, Кобылянский, генерал, Конявский, Лошадников, все, люди, Табунов, Копытин, Жеребовский, Иван Евсеич, Коненко, Конченко, Жеребеев, Кобылев, папа, Тройкин, Уздечкин, усадьба, генерал, он, Меринов, он, фамилия, слово, братец, фамилия, генерал, он, доктор, боль, генерал, доктор, он, приказчик, думы, Буланов, Чересседельников, он, Засупонин, Лошадский, доктор, я, мужики, Иван Евсеич, он, Овсов, генерал. Зубы, он, все это, доктор, он, это, генерал, все домашние, Иван Евсеич, он, Яков Васильич, сила, он, зуб, которые, ваше превосходительство, зубы, ерунда, шарлатанство, вы, ваше превосходительство, генеральша, я, ты, руки, Булдеев, акцизный, генерал, собака, приказчик, ваше превосходительство, фамилия, Иван Евсеич, Булдеев и генеральша, фамилия, Кобылин, Жеребцов, фамилия, какая, Жеребятников, Кобылицын, Кобылятников, Кобелев, Жеребчиков, Лошадинин, Лошаков, Жеребкин, все, я, ты, Лошадкин, Кобылкин, Коренной, Коренников, генеральша, Пристяжкин, генерал, Иван Евсеич, генерал, он, приказчик, Жеребчиков, Кобылянский, генерал, Конявский, Лошадников, все, люди, Табунов, Копытин, Жеребовский, Иван Евсеич, Коненко, Конченко, Жеребеев, Кобылев, папа, Тройкин, Уздечкин, усадьба, генерал, он, Меринов, он, фамилия, слово, братец, фамилия, генерал, он, доктор, боль, генерал, доктор, он, приказчик, думы, Буланов, Чересседельников, он, Засупонин, Лошадский, доктор, я, мужики, Иван Евсеич, он, Овсов, генерал.

В тексте рассказа «Лошадиная фамилия» подлежащее выражено: существительное или местоименное существительное в форме именительного падежа Субстантиви- рованное слово Количествен- ное числительное Инфини- тив Словосочета- ние целое предложение 102 примера 3 примера 0 примеров 0 примеров 4 примера 0 примеров

Рассказ С. Лукьяненко «Донырнуть до звезд» Подлежащие, представленные в рассказе: Старик и мальчик, старик, мальчик, он, кто-то, день, неправда, мальчик, ночь, искры планктона, старик, время, мальчик, они, горизонт, старик, Оахо Три Весла, мальчик, старик, он, мальчик, вопросы, старик, он, я, я, время жизни, я, я, все, все, я, это, звезды, я, я, нет, человек и звезда, я, мальчик, он, я, легенда, Оахо, мальчик, бури, он, волны, он, еда, Оахо, закон, старик, закон, мальчик, закон, два закона, каждый, мальчик, старик, мальчик, Оахо, старик, они, мальчик, Оахо, он, корабль Оахо, жены и дети, Оахо Три Весла, люди, мир, старик, пальцы, мальчик, раковины, Оахо, старик, я, я, Оахо, мальчик, он, ты, мальчик, он, старику, пальцы, старику, он, учитель, звезды, старик, все небо, люди, звезды, они, они, мальчик, он, я, работа, звезды, они, звезды, новое небо и новые звезды, старик, новые люди, это, никто, старик, я, это, люди, звезды, старик, ты, мальчик, Оахо Три Весла, старик, он, мальчик, старик. Старик и мальчик, старик, мальчик, он, кто-то, день, неправда, мальчик, ночь, искры планктона, старик, время, мальчик, они, горизонт, старик, Оахо Три Весла, мальчик, старик, он, мальчик, вопросы, старик, он, я, я, время жизни, я, я, все, все, я, это, звезды, я, я, нет, человек и звезда, я, мальчик, он, я, легенда, Оахо, мальчик, бури, он, волны, он, еда, Оахо, закон, старик, закон, мальчик, закон, два закона, каждый, мальчик, старик, мальчик, Оахо, старик, они, мальчик, Оахо, он, корабль Оахо, жены и дети, Оахо Три Весла, люди, мир, старик, пальцы, мальчик, раковины, Оахо, старик, я, я, Оахо, мальчик, он, ты, мальчик, он, старику, пальцы, старику, он, учитель, звезды, старик, все небо, люди, звезды, они, они, мальчик, он, я, работа, звезды, они, звезды, новое небо и новые звезды, старик, новые люди, это, никто, старик, я, это, люди, звезды, старик, ты, мальчик, Оахо Три Весла, старик, он, мальчик, старик.

Подлежащие данного текста выражены: Существи- тельным или местоимен -ным существи- тельным в форме именитель -ного падежа Субстанти-вирован- ным словом. Количест- венным числитель ным. Инфинити-вом Словосоче -танием целым предложе- нием 117 примеров 1 пример 0 примеров 5 примера 1 пример

Заключение В ходе работы мы выявили различные способы выражения подлежащего и готовы сделать вывод о том, что подлежащее может быть выражено различными частями речи. Если быть более точным и конкретным в выводах, то подлежащее может быть выражено любой из существующих в системе русского языка частью речи. В ходе работы мы выявили различные способы выражения подлежащего и готовы сделать вывод о том, что подлежащее может быть выражено различными частями речи. Если быть более точным и конкретным в выводах, то подлежащее может быть выражено любой из существующих в системе русского языка частью речи.

Список литературы 1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория (для 5-9 классов). – М., Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория (для 5-9 классов). – М., Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М.; Л., 1947; М., 1972; М., Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М.; Л., 1947; М., 1972; М., Голанов И.Г. Морфология современного русского языка. – М., 1967; издательский центр «Академия», Голанов И.Г. Морфология современного русского языка. – М., 1967; издательский центр «Академия», Гриншпун Б.М. Подлежащее как главный член предложения в современном русском языке // РЯШ. – Гриншпун Б.М. Подлежащее как главный член предложения в современном русском языке // РЯШ. – Клобуков Е.В. Теоретические проблемы русского синтаксиса. – М., Клобуков Е.В. Теоретические проблемы русского синтаксиса. – М., Лукьяненко С.В. Донырнуть до звезд. – М., Лукьяненко С.В. Донырнуть до звезд. – М., Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М., Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М., Павлов В.М. О способах выражения подлежащего в русском языке // ВЯ. – Павлов В.М. О способах выражения подлежащего в русском языке // ВЯ. – Чехов А.П. Рассказы. – М., Чехов А.П. Рассказы. – М., Шмелев Д.Н. Избранные труды по русскому языку. – М., Шмелев Д.Н. Избранные труды по русскому языку. – М., 2002.