Тема урока Урок русского языка в 5 классе Учителя русского языка и литературы – Н.Н. Кальяновой
Цель урока : познакомить учащихся с существительными общего рода; совершенствовать навыки определения рода имен существительных, умение употреблять в речи существительные общего рода; воспитывать любовь к русскому языку.
Шли от деревни, стоял на аллее, выступала на лекции, букет из сирени, о внимании на уроке, время от времени, добежал до рощи, говорил об иллюстрации, занимался в библиотеке. Проверка домашнего задания
«Умница»,- сказала мама Вере. «Что же ты за непоседа!»- воскликнула бабушка, глядя на внучку. «Ну и копуша же ты, Варя»,- не выдержал отец. Определите род выделенных слов
Некоторые существительные с окончанием -а (-я),обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола и относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Это существительные ОБЩЕГО РОДА.
родполмужскойженский
Задание: спишите пословицы, существительные общего рода подчеркните На каждого простофилю найдется мошенник (непальская). Куда бедолага, туда и беда (азербайджанская). Гуляка в молодости – скромен в старости (турецкая). Голод заставляет воровать, обида делает задирой (монгольская). Языком мастер, а делом – левша (адыгейская). Пьяница как курица: где ступит, там и клюнет (русская).
Задание: Найдите в загадке спрятанное существительное общего рода. Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки – ни одной.
Распределите существительные в три столбика: 1) существительные, характеризующие человека; 2) положительно характеризующие человека; 3) слова, которые не несут положительной и отрицательной характеристики человека. Мазила, тёзка, зазнайка, разиня, левша, умница, соня, неряха, сирота, тихоня, трудяга, скряга, недотрога, непоседа, кривляка, работяга.
Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского рода и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского рода. (обращаются к слайду) существительными врач, инженер, токарь, слесарь и т.п. согласуются в ед.числе только в мужском роде. Поэтому правильно будет: «Нина Петровна окончила педагогический институт в Москве. Сейчас она работает сельским врачом». Слова врач, профессор, архитектор, депутат, экскурсовод, автор, называющие лицо по профессии, роду деятельности, не относятся к существительным общего рода, а являются существительными мужского рода.
Найдите предложение с грамматической ошибкой : 1) Профессор Миронова рассказал ребятам о том, что его особенно волнует. 2) Нужно проявлять большую заботу о стариках. 3) Она прекрасная педагог. 4) Мы радовались успехам одноклассников.
Творческая мастерская С данными именами существительными общего рода составьте предложения, употребляя эти слова применительно к лицам мужского и женского пола. Инженер, строитель, агроном, экономист, секретарь, кондуктор, архитектор, профессор, программист, бухгалтер, маляр, вахтер. Определите род этих существительных.
Итоги урока -Какую цель ставили? Достигли цели? - Что нового вы узнали? - Какие затруднения испытали? -Какие особенности имеют имена существительные общего рода?
Задание на дом 1)Составить предложения с существительными общего рода, определить в тексте род у существительных общего рода. 2) Написать сочинение – миниатюру «Почему люди осуждают невежду?». 3)Нарисовать рисунок к существительным общего рода.