Урок литературного чтения Тема. «И.Бунин. Листопад» 4 класс Радионова Наталья Викторовна учитель начальных классов
Думать Наблюдать Размышлять На вопросы отвечать Выразительно читать Цели урока
Задачи урока Познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина Познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина Учить чувствовать поэтический мир Учить чувствовать поэтический мир Пополнить словарный запас обучающихся Пополнить словарный запас обучающихся Развивать речь,память,мышление, воображение Развивать речь,память,мышление, воображение
Бунин Иван Алексеевич Родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детские годы Бунин провёл частью в Воронеже, частью в наследственном поместье под Ельцом (ныне в Липецкой области). Впитывая от родителей, от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Поступив в 1881 г. в Елецкую гимназию, Бунин был вынужден в 1886 г. её оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета проходил дома под руководством старшего брата, народовольца Юлия.
Широкое признание пришло к нему с выходом в свет повести «Деревня» (1910 г.), где показана современная писателю сельская жизнь. Разрушение патриархального быта и стародавних устоев изображено в произведении с редкой по тем временам жёсткостью. Конец повести, где свадьба описана как похороны, обретает символическое звучание. Вслед за «Деревней», на основе семейных преданий, была написана повесть «Суходол» (1911 г.). Здесь с величественной мрачностью изображено вырождение русского дворянства
В годы Второй мировой войны Бунин жил в Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, прятал от гестапо в своём доме евреев, радовался победам советских войск. В это время он писал рассказы о любви (вошли в книгу «Тёмные аллеи», 1943 г.), которые сам считал лучшим из всего им созданного. Послевоенное «потепление» писателя к советской власти было недолгим, но оно успело поссорить его с многими давними друзьями. Последние годы Бунин провёл в бедности, работая над книгой о своём литературном учителе А. П. Чехове.
Умер 8 ноября 1953 г. в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа
Лес, точно терем расписной, Лиловый,золотой,богрянный, Веселой, пестрою стенной Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой.. Как вышки, елочки темнеют. А между кленами синеют То там, то здесь в лмстве сквозной Просветы в небе,что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне, Среди широкого двора Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть из серебра. Сегодня целый день играет В дворе последний мотылёк И,точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом
Сегодня так светло кругом, Такое мертвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье Лес, точно терем расписной, Лиловый золотой, багряный. Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной
Лиловый - фиолетовый цвет с красным оттенком золотой- желтый цвет багряный - темно-красный цвет Словарная работа
Терем –в Древней Руси: высокий богатый дом Вдова - женщина у которой умер муж Лазурь –светло-синий цве т
Средства выразительности Эпитет - Эпитет -это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Эпитет представляет собой сравнение и может быть выражен как именем прилагательным, так и cуществительным, глаголом или наречием. Спавнение -образное выражение, в котором одно явление, предмет, лицо уподобляется другому. Олицетворение -глагол, употребленный в переносном значении, который переносит действие живого существа на другие предметы.
Чтение «разведка» 1 часть - С чем поэт сравнивает лес? - С чем поэт сравнивает лес? - Какие деревья в лесу? - Какие деревья в лесу? - Чем пахнет лес? - Чем пахнет лес?
Чтение «цепочкой» 2 часть -Какие осенние картинки нарисовал автор? -Какие осенние картинки нарисовал автор? - Найди сравнения. - Найди сравнения. - Как изменилось настроение автора? - Как изменилось настроение автора?
Творческая работа. Работа в группах Игра «Собери пословицу» Игра «Собери пословицу» 1. Ноябрьсентябрювнук первый месяц 2. Сентябрь осени цвета 3. Сентябрь чародей 4. Сентябрь осени пора золотой 5. Ноябрь зимы ворота 6. Ноябрь осени последний месяц
Домашнее задание Выучить наизусть отрывок (по выбору). Выучить наизусть отрывок (по выбору). Оформить обложку. Подписать словами из текста. Оформить обложку. Подписать словами из текста.