ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 2. Сфера духовной культуры вопросы кодификатора
- Сфера духовной культуры и ее особенности - Наука в жизни современного общества - Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации - Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести - Мораль - Гуманизм. Патриотизм, гражданственность Вопросы кодификатора Дополнительные справочные материалы, открывающиеся при нажатии на данный значок
Сфера духовной культуры и ее особенности Культура в широком смысле в узком смысле Культура в широком смысле – всё, что создано обществом на протяжении его истории; совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания.
Сфера духовной культуры и ее особенности Под культурой в узком смысле понимается: Сфера, объединяющая искусство, религию, науку, образование, мораль Исторически обусловленный уровень развития общества Культура личности – степень восприятия индивидом культуры общества
Сфера духовной культуры и ее особенности произведения искусства; различные идеологии; научные знания; ценности; нормы поведения. Виды культуры Материальная Духовная техника; производственный опыт; материальные ценности, составляющие искусственную среду обитания человека.
Сфера духовной культуры и ее особенности Формы культуры Элитарная Народная Массовая Создаётся привилегирован- ной частью общества либо по её заказу; включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Создаётся не отдельными людьми, а всем народом; включает в себя мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, танцы и песни. Культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.
Сфера духовной культуры и ее особенности Искусство Творческая деятельность Мастерство Изобразитель ное искусство Искусство – это сфера духовно-практической деятельности, направленной на художественное постижение и освоение мира; специфическая форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах.
Сфера духовной культуры и ее особенности Задание А1 (д.в г). Что отличает искусство от других форм культуры? 1)стремление получить истинное знание 2)использование художественных образов 3)опора на представления о добре и зле 4)отражение окружающего мира
Наука в жизни современного общества Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение, распространение и систематизацию объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Нравственные принципы труда учёного – основные моральные принципы творческой деятельности и взаимоотношений учёных. Ответственность учёного – понятие характеризующее ответственность научного работника за результаты его деятельности.
Наука в жизни современного общества Задание А2 (д.в г). Что отличает науку от других форм культуры? 1)стремление получить истинное знание 2)использование художественных образов 3)опора на представления о добре и зле 4)отражение окружающего мира
Наука в жизни современного обществ Задание А3 (д.в г). Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире? А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире. Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Самообразование – приобретение знаний, умений и навыков самостоятельно. Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. Функции образования (справка)
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Основные принципы образовательной политики в РФ: 1) гуманистический характер образования; 2) приоритет общечеловеческих ценностей; 3) общедоступность образования; 4) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых; 5) светский характер образования в государственных учреждениях; 6) свобода и плюрализм в образовании; 7) демократический, государственно- общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений. Ст. 43 Конституции РФ о праве на образование (справка)
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Система образования РФ Дошкольное образование Общее образование Профессиональ- ное образование - начальное (1-4 кл.); - основное (5-9 кл.); - среднее (полное) кл.). - начальное; - среднее; - высшее. + система дополнительного образования на всех ступенях (кружки, секции, курсы и т.д.)
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Задание А4 (д.в г). Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На какой ступени образования находится Виолетта? 1)начальное профессиональное образование 2)основное общее образование 3)полное (среднее) общее образование 4)среднее профессиональное образование
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Задание В1 (д.в г). Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б) Она много времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве. (В) Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений. АБВ
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Религия – это: вера в сверхъестественное (в Бога); совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность; одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей. Функции религии в жизни общества (справка)
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Типология религий Архаические НациональныеМировые Буддизм Христианство Ислам Монотеисти- ческие Политеисти- ческие Тотемизм Анимизм Фетишизм магия Иудаизм Синтоизм Даосизм Индуизм Признаки мировых религий (справка)
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Религиозная организация – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Признаки религиозной организации: 1)вероисповедание; 2)совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; 3)обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе религиозные и атеистические. Свобода вероисповедания – право исповедовать и практиковать любую религию. Ст. 28 Конституции РФ о свободе совести и вероисповедания (справка)
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Задание А5 (д.в г). Верны ли следующие суждения о религии? А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь. Б. Религия устанавливает определённые правила поведения. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
Мораль Мораль – форма общественного сознания и вид общественных отношений, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Специфика норм морали: 1)мораль направляет сознание и регулирует деятельность людей во всех сферах общественной жизни; 2)всеобщий характер; 3)действие морали основано на способности человека самостоятельно определять и направлять своё поведение при отсутствии внешнего контроля и формальных санкций.
Мораль Долг Зло Совесть Добро Основные категории морали Основные категории морали (справка)
Мораль Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий. Моральные требования и представления: 1) нормы поведения («не лги», «не укради» и т.д.); 2) моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и т.д.); 3) нравственные принципы (индивидуализм – коллективизм, эгоизм – альтруизм и т.д.); 4) морально-психологические механизмы (долг, совесть); 5) высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье и т.д.). Функции морали в обществе (справка)
Мораль Задание С1 (д.в г). Прочтите текст (фрагмент) и выполните задание (в структуре всего задания – С2). Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения……. Как автор характеризует нормы нравственности? Приведите три характеристики.
Мораль Могут быть приведены следующие характеристики: 1)неписаные законы (им подчиняются все, как должному); 2)стихийный характер формирования; 3)мера требований общества к людям; 4)мера воздания по заслугам в виде одобрения или осуждения. Характеристики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Гуманизм. Патриотизм, гражданственность Гуманизм в широком смысле в узком смысле Мировоззрение, утверждающее ценность человека, достоинства, прав и свобод каждого индивида, обосновывающее возможности развития человека как личности и общества в целом. Нравственный принцип в отношениях между людьми и в деятельности социальных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению его жизни.
Гуманизм. Патриотизм, гражданственность Гражданственность – понятие, связанное с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, с уважением национальных ценностей, святынь и культуры. Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
Источники 1)Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010 г.; 2)Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, гг.; 3)Зарубин В.Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011 г.; 4)Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010 г.; 5)Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010 г.; 6)Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009 г.; 7)Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис- пресс, 2012 г.; 8)Материалы с персонального сайта учителя высшей категории по обществознанию Данилова Валерия Павловича