Творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры 20 в. Ахматова Анна Андреевна ( настоящая фамилия – Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2- го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем
В 1905 г. После развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906 – 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево – Фундуклеевской гимназии, в 1908 – 1910 гг. – на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.
25 апреля 1910 г. за Днепром в деревенской церкви Анна Ахматова обвенчалась с Н. С. Гумелевым, с которым познакомилась в 1903 г. В 1907 г. Он опубликовал её стихотворение На руке её много блестящих колец… в издававшемся им в Париже журнале Сириус. Свой медовый месяц Ахматова провела в Париже, затем переехала в Петербург и с 1910 по 1916 г. жила в основном в Царском Селе.
На стилистику ранних поэтических опытов Ахматовой оказало заметное влияние знакомство с прозой К. Гамсуна, с поэзией В. Я. Брюсова и А. А. Блока.
После Анна Ахматова училась на высших историко – литературных курсах Н. П. Раева. 14 июня 1910 г. состоялся дебют Ахматовой на башне В. Иванова. По свидетельству современников, Иванов очень сурово прослушал ее стихи, одобрил только одно, об остальных промолчал, одно раскритиковал. В 1911 г. стихи Ахматовой стали печататься в журналах, в том числе и в Аполлоне.
С момента основания Цеха поэтов она стала его секретарем и деятельным участником. В 1912 г. вышел первый сборник Ахматовой Вечер с предисловием М. А. Кузьмина.
В её стихах видели не только отвечающее духу времени преломление идеи Вечной женственности, уже не связанной с символическими контекстами, но и ту предельнуюистонченность психологического рисунка, которая стала возможна на излете символизма.
Сквозь милые мелочи, сквозь эстетическое любование радостями и печалями пробивались творческая тоска по несовершенному – черта, которую С. М. Городецкий определил какакмеистический пессимизм.
В 1914 Анна Ахматова написала книгу Четки – лирическое продолжение сюжета Вечер. По сравнению с первым сборником, в Четках усиливается подробность разработки образов, углубляется способность не только страдать и сострадать душамнеживых вещей, но и принять на себя тревогу мира
Новый сборник показывал, что развитие Ахматовой как поэта идет не по линии расширения тематики, сила её- в глубинном психологизме, в чуткости к движениям души.
После Четок к Анне Ахматовой приходит слава. Её лирика оказалась близка не только влюбленным гимнасткам, как иронично замечала Ахматова. Среди её восторженных были поэты, только входившие в литературу, - М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак. Более сдержано, но все же одобрительно отнеслись к Ахматовой А.А. Блок и В. Ю. Брюсов. В эти годы Анна Андреевна становится излюбленной моделью для многих художников и адресатом многочисленных стихотворных посвящений.
Сборник Белая стая, вышедший в сентябре 1917 г., не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но новые интонации скорбной торжественности, сверхличное начало разрушали привычный стереотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателя её ранних стихов.
В 1911 году Анна Андреевна взяла фамилию своей прабабки по материнской линии, как псевдоним.
С 1924 г. Ахматову перестают печатать. В 1926 г. должно было выйти двухтомное собрание её стихотворений, однако издание не состоялось, несмотря на продолжительные и настойчивые хлопоты. Только в 1940 году увидел свет небольшой сборник Из шести книг, а два следующих – в е годы (Стихотворения, 1961; Бег времени, 1965).
Начиная с середины 1920-х Анна Ахматова много занимается архитектурой старого Петербурга, изучением жизни и творчества А. С. Пушкина, что отвечало её художественным устремлениям к классической ясности и гармоничности поэтического стиля. В Ахматовой, несмотря на жестокость времени, неистребимо жил дух высокой классики, определяя и её творческую манеру, и стиль жизненного поведения.
В трагические –е годы Анна Андреевна разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 г. Тогда она писала :…муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне…. Этот период оказался самым трагичным для самой Ахматовой.
В 1987 году опубликована поэма Реквием, написанная во время Великой Отечественной войны. С 1940 по 1965 гг. писалось произведение Поэмы без героя – это оказалось итоговой поэтикой Ахматовой.
Творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры 20 века получило мировое признание. В 1964 году она стала лауреатом международной премии Этна- Таормина.
В 1965 году – Анна Андреевна стала обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета.
5 марта 1966 года Ахматова умерла в поселке Домодедово, 10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах её был погребен на кладбище в поселке Комарове под Ленинградом
Уже после её смерти, в 1987, во время Перестройки, был опубликован трагический и религиозный цикл Реквием, написанный в 1935 – 1943 ( дополнен ).