Открытый урок в 7 А классе Подготовила: Мустафина Гулькей Рафаэловна учитель истории МБОУ Уразовский лицей МР Учалинский район РБ
Традиции и новшества в культуре
Цели урока: Познакомиться с основными достижениями культуры России XVII века; Охарактеризовать сочетание старых и новых элементов в русской культуре XVII века;
ПЛАН ЭКСКУРСИИ : 1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕОБРАЗОВАНИЕ 2. ЛИТЕРАТУРАЛИТЕРАТУРА 3. АРХИТЕКТУРА 4.ЖИВОПИСЬЖИВОПИСЬ
1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В XVII веке существуют школы при монастырях и ведется домашнее обучение. Возникают первые гражданские школы, расширяется система начального образования, появляются частные школы Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (Печатного двора, Аптекарского приказа и т.д.).
1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ образование по-прежнему носило религиозный характер Обязательным было заучивание наизусть церковных книг (часослов и псалтыри). Среди учебных курсов преобладали богословские дисциплины со второй половины века образование постепенно приближалось к практическим нуждам, более широкое распространение получили светские дисциплины
1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ «Грамматика» Метелия Смотрицкого «Букварь» Василия Бурцева Лист из рукописного букваря Кариона Истомина
1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
В XVII в. возникает первая библиотека в России при Аптекарском приказе. В 1620 вышла первая рукописная газета "Куранты". В 1674 году появилась первая печатная историческая книга Иннокентия Гизеля «Синопсис».
1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ Вывод: В XVII веке в образовании русские обычаи начинают сочетаться с традициями Западной Европы.
Зал 2. ЛИТЕРАТУРА стихи Вирши Симеона Полоцкого «Вертоград многоцветный», «Рифмологион» (1678), Историческая повесть «Сказание келаря Троице-Сергиева монастыря» Авраамия Палицына Бытовая повесть, сатира «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче». Биографические повести «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». «Повесть об Улиане Осорьиной», написанная ее сыном Дружиной
Зал 2. ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА Какие литературные жанры получили распространение в XVII веке?
ЛИТЕРАТУРА Вывод: В XVII веке появляются новые виды произведений, в центре которых стоит человеческая личность.
«Делу время, а потехе час» Выражение «Делу время и потехе час» появилось в 1656 году и принадлежало Алексею Михайловичу Романову. По приказу Алексея Михайловича была составлена книга, в которой содержались правила соколиной охоты, любимой потехи царя. В конце этой книги Алексей Михайлович собственноручно сделал приписку: «Правды же и суда и милостивые любве и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час», то есть, увлекаясь потехой, охотники не должны были забывать о главном деле – службе царю и Отечеству.
3 зал - АРХИТЕКТУРА Деревянное зодчество: Дворец в Коломенском ( гг), разобран при Екатерине II. Современники называли его «восьмым чудом света». архитекторы Семен Петров, Иван Михайлов
ДВОРЕЦ В КОЛОМЕНСКОМ
АРХИТЕКТУРА Воссозданный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском
АРХИТЕКТУРА Постепенный отход от строгих церковных канонов и традиций. Дивное узорочье – стремление к внешней нарядности.
АРХИТЕКТУРА Гражданское строительство Теремной дворец царя Алексея Михайловича Зодчие Б. Огурцов, А. Константинов, Т. Шарутин, Л. Ушаков. «Зело пречудные палаты»: говорили современники.
АРХИТЕКТУРА В 70-х гг родился новый стиль, получивший название «московское барокко» (по фамилии главных заказчиков этот стиль часто называют «нарышкинским барокко»). церковь Покрова в Филях архитектор Я. Бухвостов
АРХИТЕКТУРА Характерные черты: Чёткость, симметричность, устремление ввысь, многоярусность, цветные изразцы, раскраска фасадов.
АРХИТЕКТУРА Церковь Николы в Хамовниках
АРХИТЕКТУРА церковь Рождества Богородицы в Путинках (по заказу посада).
АРХИТЕКТУРА Церковь Троицы в Никитниках
АРХИТЕКТУРА В 1628 г. был воздвигнут шатер над Спасской башней Московского Кремля.
Собор Казанской Иконы Божией Матери – построен в память исторической победы русского народа над польскими захватчиками в 1612 году Собор был освящен в 1637 г. В нем была помещена Казанской икона Божией Матери, с которой князь Пожарский шел в бой в 1612 году.
АРХИТЕКТУРА Запрет возводить шатровые храмы В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества, запретил возводить шатровые храмы. Образцом культового строительства был провозглашён храм Гроба Господня в Иерусалиме
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря ( гг). Архитекторы А. Мокеев и Я. Бухвостов.
Патриаршие палаты с Крестовой палатой архитекторы Д. Охлебинин и А. Мокеев
Найдите сходства и различия в этих архитектурных памятниках. Церковь Вознесения в с. Коломенское (XVI в.) Церковь Покрова в Филях (XVII в.)
АРХИТЕКТУРА Вывод: - Отход от строгих церковных канонов и традиций (появляется ярко выраженная нарядность); - появляется новый стиль – московское барокко.
4 зал ЖИВОПИСЬ Известный русский живописец XVII века
ЖИВОПИСЬ Спас нерукотворный. С. Ушаков. Троица С. Ушаков
ЖИВОПИСЬ Работа на сравнение икон А. Рублева и С. Ушакова
ЖИВОПИСЬ Жатва. Фреска в церкви Ильи Пророка. Ярославль.
ЖИВОПИСЬ парсуна Парсуна Никона Скопин-Шуйский царь Пётр в детстве
ЖИВОПИСЬ парсуна спас нерукотворный Иван IV Фёдор Иванович
ЖИВОПИСЬ Выводы: наряду с религиозными сюжетами появляются изображения повседневной жизни появляется новое направление – портретная живопись
Итоги урока: Творения архитекторов, писателей, художников обретают личностные, индивидуальные черты; В XVII веке проявилось заметное уменьшение зависимости русской культуры от церкви; В XVII веке в русской культуре активно развиваются светские элементы.
Итог урока: Творения архитекторов, писателей, художников обретают личностные, индивидуальные черты; В XVII веке появилось заметное уменьшение зависимости русской культуры от церкви; В XVII веке в русской культуре активно развиваются светские элементы. Сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… я буду знать… меня заинтересовало…
Спасибо за внимание!