Основы религиозных культур и светской этики комплексный курс Информация для родителей обучающихся 3-х классов Семенова Т.В., зам. директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 имени Максима Горького»
В апреле 2010 года в 19 регионах страны по поручению Президента России Д.А. Медведева начался федеральный эксперимент по введению в учебный процесс общеобразовательных школ нового предмета - «Основы религиозных культур и светской этики». При получении положительных результатов апробации нового предмета, начиная с 2012 года, его преподавание осуществляется на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации.
Базовые национальные ценности Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Труд и творчество Наука Традиционные российские религии Искусство и литература Природа человечество «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 год)
Что обеспечивает содержание нового предмета? знакомство с духовными традициями многоконфессионального народа России знакомство с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны изучение основ светской этики.
Учебный предмет включает 6 модулей, которые носят абсолютно светский, культурологический характер Основы буддийской культуры Основы иудейско й культуры Основы исламской культуры Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры
содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей Отечество Семья Отечественная культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская).
Как организовано преподавание предмета и взаимодействие школы с семьей ?
4 класс (3-4 четверти) Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час); Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час); Основы традиционных религий и светской этики (16 часов). Традиционные религии и этика в России (13 часов); Духовные традиции многонационального народа России (4 часа). Всего 34 урока
Первый урок - «Наш дом – Россия». (основные вопросы) О единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое «духовность», «традиция», «нравственные ценности», какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.
Второй блок: «Культура и религия», «Культура и мораль» Каждая духовная традиция - религиозная (православие, ислам, буддизм, иудаизм) или светская (этика, история религий) - раскрывается в содержании предмета как традиция, лежащая в основе отечественной культуры Целостное представление о культуре православия, культуре ислама, культуре буддизма, культуре иудаизма, других мировых религий, о том, что такое светская этика. Жизнь и деятельность основателей мировых религий – Христа, Мухаммада, Будды, патриархов еврейского народа. Нравственные понятия, составляющие основу религиозного мировоззрения: Бог, человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Образ жизни верующих людей, их религиозно-нравственные, семейные и общественные обязанности.
Третий блок «Традиционные религия и этика в России» - основные темы «Христианство на Руси» «История ислама в России» «История иудаизма на территории Древней Руси и России» «История религий в России» «Буддизм у народов России» и другие.
Темы уроков третьего блока «Служение Отечеству в традициях ратного подвига на Руси» «Любовь к Отечеству как нравственная ценность мусульманских народов» «Отношение к Отечеству в буддизме» «Вклад евреев в развитие российской науки и искусства» «Отношение к отечеству в иудаизме» «Подвиги представителей ислама во имя Родины» «Религия и патриотизм» «Отношение к родной природе» (светская этика») «Патриотизм» (светская этика).
Нравственные ценности Семья как духовный союз любящих и заботящихся друг о друге людей, живущих в России Родина, Патриотизм гражданственность любовь к родной земле, служение Отечеству
4 блок:«Духовные традиции многонационального народа России». подготовка и презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов учащихся, образовательный процесс выходит за рамки уроков и завершается большим школьно-семейным праздником. учебно-воспитательный процесс переходит в активную, творчески- продуктивную фазу.
Нравственный человек. Какой он? Нравственный человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь. Нравственный человек не знает смерти: его душа обретает вечную жизнь (таков религиозный взгляд), а его личность живет в сознании тех, кого он любил, и кто продолжает любить его. Нравственный человек по-настоящему счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питается от честных трудов своих и живет долго.
Практические советы родителям Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Воспитывайте у своего ребенка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.
Уважаемые родители, вам предстоит выбрать один из модулей для обучения вашего ребенка по данному курсу. В школе есть учителя, которые прошли обучение по преподаванию нового предмета. Традиционно в нашей школе выбирают модули «Основы светской этики» и «Основы православной культуры»
Будьте счастливы, и пусть будут счастливыми Ваши дети! Интернет- портал