Нормативно-правовое обеспечение курса Основы религиозных культур и светской этики
Международные документы, признанные Российской Федерацией - Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) - Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.). - Протокол 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1952 г. - Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 1960 г. - Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г. - Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 1981 г. и др.
- Право человека, социальной группы на получение их детьми образования в соответствии с религиозными убеждениями в общедоступной школе - Приоритет в выборе вида образования для малолетних детей, воспитания детей принадлежит их родителям - Ограничения реализации данного права в отношении антигуманных или асоциальных вероучений, мировоззрений, идеологий; необходимость удовлетворения справедливых требований морали (традиционная мораль данного общества) - Образование в общедоступной школе не должно вести к формированию неуважения учащихся к основным правам и свободам сограждан - Любые ограничения устанавливаются только законом Основные принципы международного права
Конвенция о правах ребенка (ст. 5) Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (п. 3 ст. 13) Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями
Протокол 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 2 «Право на образование») Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такое образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям
Законодательство Российской Федерации Конституция РФ Статья 13, части В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной Статья Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом Статьи 17, Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от… отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям… Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам… национальной, языковой или религиозной принадлежности
Статья 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Статья 29. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Законодательство Российской Федерации Конституция РФ
Законодательство Российской Федерации Закон РФ «Об образовании» Статья 2. Принципы государственной политики в области образования Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства… 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений
Законодательство Российской Федерации Закон РФ «Об образовании» Статья 14. Общие требования к содержанию образования 1. Содержание образования… должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства 2. Содержание образования должно обеспечивать: формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности; … 4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Законодательство Российской Федерации Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» Статья 5. Религиозное образование. 1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. 2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. 3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения. 4. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрации указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляют религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы
Законодательство Российской Федерации Письмо от 4 июня 1999 г ин/14-94 «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений»
Законодательство Российской Федерации Письмо от 22 октября 2002 г ин/16 «О примерном содержании курса «Основы православной культуры» Письмо от 13 февраля 2003 г ин «О дополнительных разъяснениях к письму от 22 октября 2002 г ин/16 «О примерном содержании курса «Основы православной культуры».
Законодательство Российской Федерации Приказ Минобразования России от г «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ» «… 1. Администрациям государственных и муниципальных образовательных учреждений при предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ учитывать следующее: 1.1. Обучение религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только с согласия детей, обучающихся в образовательных учреждениях, и по просьбе их родителей (законных представителей). Просьбу рекомендуется оформлять в виде письменного заявления на имя администрации образовательного учреждения Предоставление религиозным организациям возможности обучать детей религии… осуществляется по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления Используемая в процессе обучения религии литература и учебно-методические пособия… должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации Религиозные организации, имеющие права юридического лица на условиях их ежегодной перерегистрации, сопровождаемой выдачей временного свидетельства о государственной регистрации… не пользуются правами, предоставленными п.4 ст.5 указанного Федерального закона».
Законодательство Российской Федерации 2 июня 2008 г. в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания, на которых впервые была представлена Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности, а также пакет федеральных законов, направленных на улучшение нравственной ситуации в обществе, особенно среди детей. Концепция определяет совокупность основных государственных и общественных мер по созданию условий для формирования духовно- нравственного облика подрастающего поколения на основе традиционной ментальности, защиты его психического и нравственного здоровья, что будет способствовать обеспечению условий для сохранения и развития Российской государственности и национально-культурной идентичности российского общества на основе отечественных традиций и ценностей.
Законодательство Российской Федерации Письмо Директора Департамента государственной политики и нормативно- правового регулирования в сфере образования И.И. Калины от г О процедуре введения курсов религиозной культуры В рамках соглашения (наименование органа управления образованием субъекта Российской Федерации) - Обеспечивает учет запроса граждан на изучение их детьми предметов по православной культуре и культуре других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации. - Обеспечивает в соответствии с учетом запроса граждан введение и реализацию в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации предметов по православной культуре на основе добровольности и свободы выбора, при соблюдении законных интересов и прав представителей других религиозных организаций и нерелигиозной части общества.
Законодательство Российской Федерации Письмо Директора Департамента государственной политики и нормативно- правового регулирования в сфере образования И.И. Калины от г О статусе и подготовке учителей религиозной культуры В рамках соглашения (наименование органа управления образованием субъекта Российской Федерации) Организует в соответствии с учетом запроса граждан повышение квалификации и переподготовку педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. Создает с привлечением представителей Стороны соглашения экспертные группы для определения содержания программ повышения квалификации и переподготовки педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, желающих преподавать предметы по православной культуре, для установления порядка их аттестации, получения ими рекомендации для преподавания указанных предметов в общеобразовательных учреждениях.
Законодательство Российской Федерации Приказ Минобразования России от г «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ» Об учебно-методическом обеспечении по курсам религиозной культуры В рамках соглашения (наименование органа управления образованием субъекта Российской Федерации) Содействует разработке учебно-методического обеспечения, пособий, образовательных материалов, предназначенных для преподавания предметов по православной культуре в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации. Организует при участии Стороны соглашения проведение экспертизы для ежегодного формирования перечня учебников и образовательных материалов, допущенных к использованию в образовательном процессе при преподавании предметов по православной культуре в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Из материалов интернет-конференции Президента РФ 5 марта 2007 г. Преподавать основы религиозных культур в школах можно только на основе добровольности. "Этот вопрос очень тонкий именно потому, что он затрагивает самые чувствительные, особенно в нашем многоконфессиональном обществе, струны".
Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г. «Напомню норму Конституции России. В статье 14 говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. При этом каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакую – это статья 28. Я думаю, что мы должны подчеркнуть и безусловную важность соблюдения этих фундаментальных конституционных положений на каждом этапе реализации согласованных планов».
Поручение Президента РФ Д.А. Медведева от 2 августа 2009 г. Пр-2009 Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 18-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах РФ в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)
Поручение Правительства РФ от 11 августа 2009 г. ВП-П Минобрнауки России, Минфину России, Минэкономразвития России, Минрегиону России: Прошу с участием заинтересованных религиозных организаций обеспечить выполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 2 августа 2009 г. Пр-2009 и представить согласованные предложения с проектом доклада Президенту Российской Федерации
Распоряжение Правительства РФ от 29.X р
Принципы реализации проекта Поручение Правительства РФ от 11 августа 2009 г. ВП-П Выбор предмета изучения семьей, родителями через школьные органы самоуправления Взаимодействие с религиозными организациями Взаимная координация действий всех участников Общественный контроль
Межведомственный координационный совет Состав совета утвержден приказом Минобрнауки России. В него входят представители: 1. Религиозных организаций 2. Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и аппаратов Полпредств 3. Минобрнауки России, Рособразования, Минрегиона России, Минэкономразвития России 4. РАН и РАО 5. ФИРО и АПКиППРО и координатор группы разработчиков учебно-методического обеспечения курса
Особенности подготовки учителей 1.Учитель, который способен обсуждать с детьми содержание учебного курса, а не заучивать, без отметок 2. УМК разные, но они отражают интересы конфессий и строятся на общих ценностных основаниях 3. Необходимо будет рассматривать и организационные вопросы по формированию учебного расписания, чтобы ни 1 ребенок не был забыт 4. Понадобятся консультации для управленцев
Из рекомендаций Общественной палаты «При изучении в школе религиозных предметов должен соблюдаться принцип уважения и возможность других мировоззрений... Преподаваемые в общеобразовательной школе религиоведческие курсы должны носить культурологический, а не миссионерский характер». В государственной школе религиозная культура должна преподаваться исключительно профессиональными педагогами, обладающими дипломами государственного образца. Представители церкви могут оказывать поддержку в выработке стандартов культурологических дисциплин, посвященных религии. Главным критерием в определении подходов к решению вопроса о преподавании основ религиозной культуры в государственной школе может служить общественный заказ, т.е. соответствие запросам самих граждан.