Рабочая группа по региональной политике и децентрализации полномочий в сфере государственного управления Предложения по вопросам децентрализации полномочий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А. Н. Дерюгин Обеспечение вертикальной сбалансированности при межбюджетном регулировании Нижний Новгород 24 августа 2004 г.
Advertisements

Минфин России О мерах, направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от в части повышения бюджетной обеспеченности местных.
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Оценка влияния реформы федеративных отношений и местного самоуправления на доходы региональных и местных бюджетов И.В.Трунин Вологда – 20 июня 2003 года.
1 2 Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в годах, млрд. рублей.
Межрегиональный научно-практический семинар «Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях» 30 сентября –
А. Н. Дерюгин Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований: проблемы реализации нового законодательства Москва 21 декабря 2004 г.
1 ТЕМА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
Выполнила студ ФЭУТ 4-2 Шустрова Кира. Введение. При планировании финансового обеспечения городского хозяйства приоритет отдается социальным критериям.
А. Чекунов Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений: вертикальная сбалансированность бюджетов;
1 Перспективы реализации реформ государственного управления в России в новых экономических условиях : преодоление недостатков реформ государственного управления.
Правовые основы налоговой системы. Вопросы темы Система налогов и сборов Налоговая система.
Тема 9. Бюджетная система. БС основана на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; единства бюджетной системы Российской Федерации;
Общий объем доходов бюджета Лебяжьевского района Объем доходов в расчете на одного жителя 336,7 30,9 306,7 36,8.
Опыт проведения фискальной децентрализации в России Астана, РК – 20 мая 2004 года И.В.Трунин Институт экономики переходного периода
О проблемах совершенствования межбюджетных отношений, задачах региональных и муниципальных органов власти по повышению эффективности бюджетной политики.
Г. В. Курляндская Межбюджетное регулирование на региональном уровне в условиях реформы местного самоуправления г. Кисловодск 30 июля 2004 г.
Принципы бюджетной системы РФ
М ] ф М ] ф 1 Заместитель Директора Департамента бюджетной политики и методологии Т.В. Саакян Условия предоставления бюджетных кредитов.
Транксрипт:

Рабочая группа по региональной политике и децентрализации полномочий в сфере государственного управления Предложения по вопросам децентрализации полномочий и межбюджетным отношениям 1

Почему децентрализация на повестке дня? Низкое качество реализации полномочий каждым уровнем публичной власти Недовольство регионов и муниципалитетов уровнем закрепленных за ними бюджетных ресурсов Высокая доля межбюджетных трансфертов в доходах регионов и муниципалитетов при недостаточной их прозрачности и прогнозируемости Недостаточность стимулов к экономическому развитию регионов и муниципалитетов Недоступность инструментов повышения эффективности бюджетных расходов регионов и муниципалитетов при чрезмерной регламентации их деятельности сверху и непомерном объеме отчетности в «вышестоящие органы» 2

Усиление фискальной централизации с 2005 г. 3 Доля целевых межбюджетных трансфертов (субсидий и субвенций) в общей сумме межбюджетных трансфертов Доля дотаций на выравнивание в общей сумме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета с 24% до 63% с 49% до 27% Доля расходов нижестоящих бюджетов на делегированные полномочия с 7% до 12%

Принципы децентрализации Автономия регионов и муниципалитетов в отношении установления целей своего развития и средств их достижения Предоставление возможности регионам и муниципалитетам генерировать дополнительные доходы, привлекать и возвращать заемные средства для решения задач своего развития Максимальная стабильность, простота, прозрачность и предсказуемость «правил игры» в федеративных отношениях, включая межбюджетные 4

Меры, направленные на децентрализацию Меры в сфере разграничения полномочий и предметов ведения Меры в сфере обеспечения доходными источниками Меры в сфере организации межбюджетных трансфертов 5

Меры в сфере разграничения полномочий и предметов ведения 6 Делегированные полномочия Функции территориальных ФОИВ Регламентация и отчетность по собств. полномочиям Собственные полномочия Резкое сокращение Мораторий на внесение изменений в разграничение полномочий на среднесрочный период (кроме публично- нормативных)

Меры в сфере разграничения полномочий и предметов ведения (1) На основе опыта гг. оптимизировать разграничение полномочий: Проинвентаризировать и закрепить в качестве собственных за регионами (муниципалитетами): большинство функций территориальных подразделений ФОИВ; большинство делегируемых ныне полномочий в качестве делегируемых полномочий оставить преимущественно только публичные нормативные обязательства Объявить мораторий на внесение дальнейших изменений на среднесрочный период Предоставить право субъектам РФ и муниципалитетам не принимать к исполнению делегируемые полномочия Резко сократить федеральную регламентацию деятельности ОИВ субъектов и ОМСУ по возложенным на них полномочиям (отмена ГОСТов, СанПинов и Статьи ФЗ), а также объемы их отчетности перед «центром» 7

Меры в сфере разграничения полномочий и предметов ведения (2) Разрешить «горизонтальное» делегирование полномочий между субъектами РФ и органами местного самоуправления; Разграничить вопросы местного значения на обязательные, закрепленные и добровольные в целях более четкого установления их правового статуса; Предоставить право ОМСУ обеспечивать первичные меры поддержания правопорядка (в качестве добровольного вопроса местного значения); Закрепить на одном уровне публичной власти полномочия по организации предоставления общедоступного дошкольного, начального, основного и среднего образования; Исключить из федеральных законов, а также отраслевых нормативных правовых актов нормы, устанавливающие льготы и социальные выплаты по полномочиям субъектов Российской Федерации и вопросам местного значения; Прекратить реализацию крупных федеральных инициатив в сфере полномочий субъектов Российской Федерации и вопросов местного значения; реализовывать федеральные приоритеты только через механизм широкоцелевых субсидий; 8

Меры в сфере обеспечения доходными источниками 9 Расширение налоговых полномочий субъектов РФ и органов местного самоуправления Перенаправление поступления налогов

Меры в сфере обеспечения доходными источниками (1) Расширить полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по участию в сборе поступающих в их бюджеты налогов Отменить установленные на федеральном уровне льготы и изъятия из объекта налогообложения по региональным и местным налогам (не допустив повышения тарифов естественных монополий) Предоставить право субъектам Российской Федерации по введению налога с продаж Разрешить регионам и муниципалитетам вводить региональные и местные сборы Ускорить введение налога на недвижимость Зачислять штрафы по месту совершения правонарушения 10

Меры в сфере обеспечения доходными источниками (2) Расширить полномочия регионов и муниципалитетов в области установления налоговых ставок: повышение или полная отмена ограничений на установление ставок региональных и местных налогов предоставление полномочий по изменению ставки единого сельскохозяйственного налога, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход, а также налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче общераспространенных полезных ископаемых предоставление права повышать ставку НДФЛ Зачислять единый сельхоз налог в полном объеме в местные бюджеты Отнести средства самообложения граждан к категории «сборов», установив обязательность их уплаты. Предоставить органам местного самоуправления право самостоятельно устанавливать процедуры, связанные с самообложением граждан, в том числе право увеличивать срок действия решения о самообложении 11

Меры в сфере организации межбюджетных трансфертов 12 Дотации Субсидии Механизм распределения трансфертов Основной вид межбюджетных трансфертов Сокращение объемов и количества Повышение прозрачности и стабильности, сокращение количества получателей

Меры в сфере организации межбюджетных трансфертов (1) Сделать дотации на выравнивание основным видом межбюджетных трансфертов Установить четкие правила формирования общего объема дотаций на выравнивание (в том числе и в отношении муниципалитетов) Закреплять формулу распределения дотаций на выравнивание на среднесрочный период (в перспективе - закреплять на 3 года размер ежегодной дотации каждому региону) Сократить объем и установить четкую методику и порядок распределения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности (до 3-5% объема дотаций на выравнивание) 13

Меры в сфере организации межбюджетных трансфертов (2) Консолидировать субсидии в рамках государственных программ (не более одной субсидии на программу) с установлением условий их предоставления субъектам РФ и оценкой эффективности их использования относительно достижения поставленных целей Существенно сократить количество регионов, которым направляются межбюджетные трансферты Установить правила изменения инструментов межбюджетного регулирования в зависимости от фазы экономического цикла, (вместо использования «ручных» инструментов антикризисного управления) Рассмотреть целесообразность введения отрицательного трансферта для субъектов Российской Федерации 14