Государственный медицинский университет г.Семей Кафедра детских инфекционных болезней и фтизиатрии Элективная дисциплина: Внутриутробные инфекции Интернатура (2-й год обучения), специальности: Педиатрия, Акушерство и гинекология, хирургия
Введение: Доля внутриутробных инфекций (ВУИ) в структуре перинатальной смертности составляет почти 25 %, вместе с тем трансплацентарное инфицирование плода считается одной из наиболее вероятных причин 80 % врожденных пороков развития, которые, в свою очередь, составляют около 30 % всех смертей детей до 1 год. Не менее, чем у 10% новорожденных доказано наличие инфицирования либо во время беременности, либо во время прохождения по родовым путям матери, но лишь у 10% из них клинически заболевания проявляются в неонатальном периоде, а у остальных внутриутробное инфицирование в периоде новорожденности протекает бессимптомно. ВУИ занимают ведущее место и в структуре младенческой смертности Будущим педиатрам необходимы знания по клинико- лабораторной диагностике, лечению и профилактике внутриутробных инфекций у детей.
Цель дисциплины Формирование знаний и умений по вопросам клинико-лабораторной диагностики, лечения и профилактики внутриутробных инфекций у детей.
Задачи дисциплины научить интернов основным принципам диагностики и лечения внутриутробных инфекций у детей (врожденные гепатиты В и С, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз, краснуха, герпетическая инфекция, ВИЧ- инфекция); научить основным принципам профилактики внутриутробных инфекций у детей (врожденные гепатиты, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз, краснуха, герпетическая инфекция, ВИЧ-инфекция); совершенствовать навыки межличностного общения и консультирования родителей больных детей.
Краткое содержание дисциплины Врожденные гепатиты: вирусный гепатит «В», вирусный гепатит «С»: этиология, эпидемиология, патогенез, классификация, клиника. лабораторно-инструментально- серологическая диагностика, лечение, профилактика. Дифференциальная диагностика гепатозов у детей.
Краткое содержание дисциплины Цитомегаловирусная инфекция, врожденная и приобретенная. Этиология, эпидемиология, патогенез, классификация, критерии внутриутробного заражения, клиника. Лабораторные критерии диагностики. Лечение. Профилактика. Краснуха: приобретенная и врожденная. Этиология, эпидемиология, патогенез, критерии внутриутробного заражения, классификация, клиника, лабораторная диагностика, лечение, профилактика.
Краткое содержание дисциплины Токсоплазмоз: приобретенный и врожденный. Этиология, эпидемиология, патогенез, критерии внутриутробного заражения, классификация, клиника. Герпетическая инфекция: этиология, эпидемиология, патогенез, критерии внутриутробного заражения, классификация, клиника, диагностика, лечение, профилактика.
Краткое содержание дисциплины ВИЧ-инфекция: этиология, эпидемиология, патогенез, классификация, клиника, лабораторная диагностика, терапия, профилактика.
Конечные результаты обучения: Интерн должен знать: особенности курации детей с инфекционной патологией этиологию, эпидемиологию и патогенез внутриутробных инфекций у детей (врожденные гепатиты, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз, краснуха, герпетическая инфекция, ВИЧ-инфекция); клинические проявления, принципы диагностики и лечения внутриутробных инфекций у детей (врожденные гепатиты, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз, краснуха, герпетическая инфекция, ВИЧ- инфекция); вопросы профилактики внутриутробных инфекций у детей (врожденные гепатиты, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз, краснуха, герпетическая инфекция, ВИЧ-инфекция);
Конечные результаты обучения: Интерн должен уметь: соблюдать основные принципы работы у постели инфекционного больного в инфекционном стационаре; установить максимально доверительные отношения с пациентом, ухаживающим за ним, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками; осмотреть ребенка с внутриутробной инфекцией; выбрать лабораторные и инструментальные методы диагностики внутриутробных инфекций и интерпретировать полученные данные (врожденные гепатиты, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз, краснуха, герпетическая инфекция, ВИЧ-инфекция); составить план лечения внутриутробных инфекций у детей (врожденные гепатиты, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз, краснуха, герпетическая инфекция, ВИЧ- инфекция);
Конечные результаты обучения: Интерн должен овладеть навыками: клинической диагностики внутриутробных инфекций у детей; интерпретации лабораторных анализов при ВУИ: общеклинические, биохимические анализы крови, протеинограмма, иммунограмма, коагулограмма, анализы ИФА и ПЦР-диагностики; терапии внутриутробных инфекций; разработки профилактических мероприятий при ВУИ
Пререквизиты и Постреквизиты: Пререквизиты: Коммуникативные навыки, физиология, патологическая физиология, пропедевтика внутренних болезней, эпидемиология, основы доказательной медицины, детские болезни. Постреквизиты: интернатура по педиатрии, интернатура по общей врачебной практике, интернатура по акушерству и гинекологии.
Методы обучения и преподавания Лекции: интегрированные. Практические занятия: по технологии CBL, интегрированный клинический симпозиум, курация больных. Самостоятельная работа интерна
Работа с учебной и дополнительной литературой; Критический анализ научных статей; Работа с литературой на электронных носителях; Подготовка презентации в формате Power Point; Написание клинических случаев; Составление тестовых заданий.
Методы оценки знаний и навыков обучающихся: Текущий контроль: решение тестовых заданий, устный опрос, решение ситуационных задач, оценка практических навыков у постели больного. Рубежный контроль: тестовый контроль. Итоговый контроль: экзамен, включающий устный опрос по билетам.
Рекомендуемая литература: Основная: Инфекционные болезни у детей: Учебник для пед.фак.мед.вузов/ Под ред. В.Н.Тимченко.-2-е изд., испр. и доп.-СПб.:Спец Лит, с. Руководство по инфекционным болезням у детей. В.Ф.Учайкин.- ГЭОТАР-МЕД, Москва, с. Дополнительная: Эфендиев И.М. с соавт. Внутриутробные инфекции: диагностические критерии. – Семей, с. Огай Е.А. Руководство по инфекционным болезням у детей, Алматы, 2000.