Звучащий цвет и зримый звук. 1. Понятие абстракционизма. 2.В.В. Кандинский. 3. Свойства красок: цвет, тон, интенсивность и их «духовное действие». 4. Домашнее задание: подготовится к проверочной работе по темам: знаки и символы искусства, художественные послания предков, «Троица» Андрея Рублева, символы в жизни и искусстве, абстракционизм, В. Кандинский.
Абстракционизм (от лат. abstractio – удаление, отвлечение) Направление в изобразительном искусстве XX века. Для этого направления характерны: отказ от изображения реальных предметов, их формы беспредметные композиции (линии, точки, пятна, плоскости и пр.) эксперименты с цветом отражение внутреннего мира художника в хаотических, неорганизованных образах. Это направление – отклик на общую дисгармонию современного мира и призыв «уступить инициативу формам, краскам, цвету»
В. В. Кандинский ( гг).- один из представителей абстракционизма. «Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине».
В. Кандинский. Контрастные звуки. Охарактеризовал краски по трем признакам – цвет, тон и интенсивность. Считал, что именно эти три признака играют важную роль в создании эмоционального строя произведения. То же значение имеют тембры музыкальных произведений
В. Кандинский. Композиция VIII Желтый и синий цвет создают иллюзию движения При этом: «желтый круг приобретает движение от центра и почти видимо приближается к человеку синий круг приобретает концентрическое движение (подобно улитке в раковине) и удаляется от человека Желтый круг как бы пронзает глаза, синий как бы погружается» (В. Кандинский)
В. Кандинский. Несколько кругов Если добавлять в разных пропорциях синий цвет в желтую краску, получаются разные оттенки зеленого цвета Кандинский считал, что смешение желтого и зеленого тормозит движение до полного его уничтожения Зеленый – цвет неподвижности и покоя, равновесия, но в нем потенциально скрыта возможность жизни, так как он составлен из активных цветов.
В. Кандинский. Черный аккомпанемент. «духовное действие красок»: Интенсивный желтый цвет в геометрической фигуре «беспокоит человека, колет, будоражит его и обнаруживает характер заключающегося в цвете насилия, которое действует…назойливо на душу»
В. Кандинский. Пейзаж с красными пятнами По своему эмоциональному воздействию цвета делятся на теплые и холодные, светлые и темные. Теплые: цвета солнца, огня, земли – желтый, оранжевый, красный, коричневый. Они согревают, радуют. Эти цветовые эффекты сейчас широко используются в дизайне и рекламе.
Творческие задания Для всех: 1)соотнесите цвета и различные настроения – радость, грусть, веселье, скука. 2) приведите примеры того, как цвета используются в дизайне (логотипы) и рекламе На выбор: Реферат или презентация 1. Образы солнца и огня в живописи 2. Образы солнца и огня в литературе 3. Образы солнца и огня в музыке