Использование мнемотаблиц, схем в художественно - речевом развитии дошкольников Подготовила Воспитатель МКДОУ 2 п.Дубна Минайчева Л.М. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Их используют для: обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов; Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Составление рассказа по мнемотаблицам. 1. Рассматривание мнемодорожек. 2. Составление предложений по мнемодорожкам. 3. Рассматривание мнемотаблиц. 4. Составление рассказа воспитателем. 5. Составление рассказа детьми. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Пересказ рассказа. 1. Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок. 2. Ответы на вопросы по содержанию( языковой разбор текста). 3. Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы. 4. Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу. 5. Коллективный пересказ. 6. Самостоятельный пересказ текста. 7. Анализ самостоятельных пересказов детей Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Этапы работы над стихотворением Выразительное чтение стихотворения. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу. Конкурсмоя педагогическая инициатива Портал «О детстве»
Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Портал «О детстве»
Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Портал «О детстве»
Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Индивидуальная работа по опорным картинкам. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Пересказ рассказа Здравствуй, зимушка-зима! 1. Чтение воспитателем текста и демонстрация опорных картинок. Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой! 2. Ответы на вопросы по содержанию. Вопросы: Какое наступило время года? Где лежит снег? Какой снег? Какая погода на улице? Куда пошли дети? Как они оделись? Что делали дети на прогулке? Нравиться ли детям гулять зимой? 3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. 4. Пересказ текста ребёнком своими словами. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Составление рассказа о зиме по мнемотаблице Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег. Снег лежит на земле, на деревьях, на домах. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
В домах зимой топят печи. В небо идёт дым. Люди зимой делают кормушки для птиц. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик. Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Н.Нищева Ёлочка Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
В зимнем небе, сделав круг, Накренились сани вдруг! И с подарками мешок Выпал прямо на снежок! Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Дед Мороз. Дед Мороз, Дед Мороз, Деткам ёлочку принёс, А на ней фонарики, Золотые шарики, Дед Мороз, Дед Мороз, Деткам сладости принёс, Вафли ароматные И конфеты мятные. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Работа с мнемотаблицей на слово весна. 1. Перекодирование информации по данной таблице. Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из- под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы. 2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Заучивание стихотворения Весна – красна. Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме. ^ Весна – красна Ты, весна, весна - красна, Что с собою принесла? Принесла я для лугов Покрывало из цветов. Принесла для ёлки Новые иголки. Для осины и берёз Свежих листьев целые воз. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Пересказ рассказа Весна в окно стучится по мнемосхеме. Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба. 2. Ответы на вопросы по содержанию текста: Что делает весной солнце? Как солнце весной светит и греет? Что делают ручьи? Какие изменения происходят на реках? Что такое проталины? Как называются самые первые цветы? Что сделали насекомые? Что можно сказать про вербу? 3. Повторное чтение рассказа. 4. Пересказ текста детьми своими словами.. 1. Чтение текста воспитателем и демонстрация мнемотаблицы. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Составление рассказа-описания Весна – красна по мнемотаблице. 1. Рассматривание мнемодорожек. 2. Составление предложений по мнемодорожкам. Весной солнце часто появляется на голубом небе. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки. Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи. Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки. Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
4. Составление рассказа о весне воспитателем. Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники. 5. Составление рассказа детьми. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Материалы для развития памяти, речи и заучивания стихотворений В нашем детском саду – маленькие столики. В нашем детском саду – голуби и кролики. В нашем детском саду – песенки и сказки. В нашем детском саду – кубики и краски. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Посмотрите - в магазине Все игрушки на витрине: Заводные зайчики, Куколки и мячики, Пушистые котята, Матрёшки, медвежата! Все на полочках сидят, С нами поиграть хотят! Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
На большом диване в ряд Куклы Катины сидят. Два медведя, Буратино и весёлый Чипполино, И котенок и слоненок. 1,2,3,4,5- Помогаем нашей Кати мы игрушки сосчитать. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
В огород пойдём, урожай соберём. натаскаем И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты, Круглый, сочный.очень вкусный, Щавеля нарвем немножко. И вернемся по дорожке. Мы морковки Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
БЕГАЛ ЗАЙКА ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ, Сделать дом ему не лень. Да боится, что в домишко Заберется лапой мишка Серый волк или лиса- Лучше бегать по лесам Дом у зайки под кустом. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Ходит-бродит по лужку Рыжая корова. Даст она нам к вечерку Молока парного. Саше, Маше и Маринке – Будет всем по полной крынке. Всем попить достанется. И коту останется. Портал «О детстве»
В работе можно использовать ребусы Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Особое внимание хочу обратить на наглядно-предметную схему для развития навыков словообразования, т.е. образование новых слов путём слияния двух других слов. Можно использовать игровые наглядные схемы («ПАР» + «ХОД» = «ПАРОХОД»). Самым положительным моментом этой схемы является, что речь педагога сводиться к минимуму - он показывает, а ребёнок образовывает нужное словосслово. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
В работе с предложением, с помощью графической схемы учу детей самостоятельно составлять схему к предложению, анализировать, сколько слов в предложении, задавать вопросы к каждому слову. Можно использовать другой вариант составления предложения ввиде схематических рисунков. Он состоит из отдельных фрагментов, которые помогают, подсказывают ребёнку направление мысли. Это помогает установить связь между отдельными фрагментами, даёт возможность проявить творчество, выбирая самостоятельно нужные фрагменты Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Применять модельные схемы можно и в других видах деятельности. Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщённый образ предмета; раскрывать существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удалаётся достичь следующих результатов: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Используемая литература: Л.Н. Ефименкова Формирование речи у дошкольников, 1985 г.; Т. Ткаченко - журнал Дошкольное воспитание 10, 1990 г; В.П. Глухов О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР, Дефектология, 1990; Войкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. Болынева Т.В. Учимся по сказке. Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – – 3. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012
Спасибо за внимание. Конкурсмоя педагогическая инициатива Портал «О детстве»