Психология в Agile-проекте Юрий Шиляев, Директор минского офиса разработок
Где психология? Очень любят: Разработчики. Любят (меркантильно): Менеджеры. Опасаются: Клиенты. В шоке: Тестировщики. НО, это «честная» методика. Agile
Психологические практики Scrum Цель Стендап-митинги Демонстрация Ретроспектива Планирование Командообразование Доверие …
Внедряя мы что-то меняем
Используя Agile мы сталкиваемся с: Инерцией. Нежеланием ничего менять Проблемой принятия решений. Низкой мотивацией. Это все есть следствия влияния человеческого фактора.
Человеческий фактор Человек: своенравен, инертен, иногда ленив и конфликтен, имеет свойство уставать, утомляться, болеть, ругаться… Да, и человеку свойственно ошибаться. Следовательно человеческий фактор надо снижать. Потому что он почти всегда вредный.
Человеческий фактор. Влияние. Принятие решений. Производительность. Эффективность. Межличностный уровень. Уровень команды и коллектива.
Принятие решений. Снижающие факторы. «Не терять лицо». Решения в личных целях. Централизация решений. Несогласованность начальника и подчиненного. Адресность решения. Оптимальность решения. Инерция сотрудников.
Человеческий фактор. Принятие решений Мотивация Потребности
Человеческий фактор. Принятие решений Мотивация Потребности
70% -- «обычные» люди. 15% -- генераторы. Из них 5% двигатели цивилизации. 15% -- «где бы ни работать, лишь бы не работать».
С кем хотелось бы работать?
А с кем чаще приходится?
А надо?
Потребности
Мотивация Факторы стимулов: Необходимые условия. Повышающие стимулы. Хороший вопрос: Как это преломляется в нашем менталитете?
Мотивация в Agile Принятие решений, паритет ответственности и полномочий Четкая постановка задачи Измеримость результата Доверие Замыкание + снижение демотивирующих факторов Это необходимые условия.
Мотивация в Agile Повышающие стимулы: Цель Финансовая мотивация Т.е.: Зачем мы это все делаем и что нам за это будет?
Принятие решений. Снижающие факторы. «Не терять лицо» -- Лицо вся команда. Решения в личных целях. Централизация решений -- Децентрализация. Несогласованность начальника и подчиненного – Product-owner. Адресность решения – Скрам-мастер. Оптимальность решения – Planning poker,... Инерция сотрудников.
Пробиваем инерцию Чувство благодарности. Чувство обязанности. Подражание. Симпатия. Авторитет. Дефицитность.
Джедайские практики Жестокий Agile
Цель
Если цель выжить, то это единственный и самый важный мотиватор. Следовательно, требуется до предела обострить ситуацию, чтобы сработал природный механизм выживания.
Стабильное и нестабильное состояние системы Стабильное – застой. Текучесть, очковтирательство, пятилетки, планы, отчеты. Нестабильное – война. Эвакуации, мобилизация, боевая и подрывная деятельность.
Достижение цели Ввергнуть команду в нестабильное состояние системы через создание дефицита потребностей и обострение угрозы, мобилизовать силы и ударить по «противнику». Снять административные барьеры и предоставить систему самой себе. НО: Это вынужденная мера!!!
Это всегда вынужденная мера!
Достигли? Это означает: Кратковременное повышение производительности в 2 раза. Нужен отдых. Дать всем выходные и не ждать результативности еще неделю. Нужно все проанализировать и начать строить планы на «мирную» жизнь. Сказать всем : «Огромное спасибо!»
Итог.
Fin. Юрий Шиляев, Директор минского офиса разработок