Английская литература ХХ века. Первая половина. Спецкурс 10 класс
Общая характеристика Окончание войны. Послевоенный кризис (Олдингтон «Смерть героя»). Стремление к обновлению форм: Георгианцы (Уолтер де ла Маар) Имажисты (Олдингтон) Окопные поэты (Оуэн) Психологическая школа (В. Вулф) Школа «потока сознания» (Д. Джойс)
Поток сознания Д. Джойса «Улисс» «Поток сознания» (stream of consciousness) как техника письма представляет собой алогичный внутренний монолог, воспроизводящий хаос мыслей и переживаний, мельчайшие движения души. Не во внешней жизни и поступках, а в жизни внутренней, эмоциональной, которая по своей природе иррациональна и не подчиняется законам логики.
Д. Джойс ( ) Родился в Дублине, окончил университет, изучал медицину и музыку. Сборник стихов «Камерная музыка» (1907). Сборник рассказов «Дублинцы» (1914). Первый роман «Портрет зудожника в юности» (1916) навеян «Героем нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Роман «Улисс» принёс мировую известность и был признан энциклопедией модернизма. С 1904 года жил в Европе. Умер в Цюрихе.
«Улисс». Современная «Одиссея». Один день (1000 страниц) – 16 июня 1904 года (Дублин). Блумсдей (день Блума). Для Джойма день первого свидания с будущей женой. В романе – день из жизни трёх героев. Растроение личности. Вместо характеров и портретов – психологическое состояние героев (три потока сознания). Путешествие по городу (лабиринт города и сознания героев).
Вирджиния Вулф (1882–1941) Глава группы Блумсбери (центральный район Лондона). Психологическая школа письма. Интерес к личности. Установка на искренность. Все романы Вулф – путешествие в глубь личности. Воздействие русской литературы на английскую и другие (Толстой, Достоевский, Чехов). Вершина творчества – романы «Миссис Деллоуэй» и «На маяк» (30-ые гг.)
«Миссис Делоуэй» Один долгий июньский день 1923 г. Кларисса хлопочет в ожидании друга. После длительного отсутствия он возвращается из Индии, и это вызывает у героини неудержимый поток воспоминаний, окрашивающих всё, что она делает. В них – её близкие: муж, дочь, их друзья, подруги, здесь же описание Лондона, улиц. Фиксируя движение Клариссы в пространстве (улицы Лондона) и во времени (от утра к вечеру), Вулф создает картины прошлого и настоящего, моделирует историю жизни своих героев. Настоящее перемежается с прошлым, в городской пейзаж включаются картины минувшей войны. Фиксируются «мгновения бытия» во всем многообразии составляющих их компонентов как материального (внешнего), так и духовного (внутреннего) характера. Один день – это панорама всей жизни.