Подготовка к ЕГЭ по литературе: методические рекомендации (задания типа В, задание С.5) Макарова Инна Николаевна, старший преподаватель кафедры гуманитарного образования БОУ ДПО «ИРООО»
Структура консультации: Задания типа В в демонстрационной версии ЕГЭ по литературе. Анализ выполнения заданий типа В выпускниками уч. года. Подготовка к выполнению заданий типа В. Анализ выполнения заданий С5 выпускниками уч. года. Критерии проверки и оценивания выполнения заданий С5. Подготовка к выполнению заданий С5. 2
3
4
Часть 1. Анализ фрагмента эпического (или лироэпического, или драматического) произведения 7 заданий с кратким ответом (В) 2 задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (С1, С2) Часть 2. Анализ лирического произведения (стихотворения или фрагмента лирической поэмы) 5 заданий с кратким ответом (В) 2 задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (С3, С4) Часть 3. Полноформатное развёрнутое высказывание на литературную тему 3 вопроса (С5.1-С5.3): 1 - по одному из произведений древнерусской литературы, или литературы XVIII в., или литературы первой половины ХIХ в., 2 - по одному из произведений литературы второй половины ХIХ в., 3 - по одному из произведений литературы конца ХIХ–ХХ в. Структура КИМ по литературе в уч. г. (235 мин.; 42 первичных балла) 5 1 час 1 час 55 мин. 7 б. 14 б. 8 б. 5 б.
Задания типа В в демонстрационной версии ЕГЭ по литературе 2013 года. Анализ выполнения заданий типа В выпускниками уч. года. Подготовка к выполнению заданий типа В Задания типа В 6
Часть 1. Фрагмент романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» В1 Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И.С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях». В2 К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»? В3 Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («На вид ему было лет сорок пять…»)? 7
В4 Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. В5 Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)? В6 Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении? В7 В начале приведённого фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи? 8
Часть 2. А.А. Блок, Россия (1908) В8 Назовите модернистское поэтическое течение начала XX в., одним из ярких представителей которого являлся А.А. Блок. В9 Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору. В10 Укажите приём, к которому прибегает автор в строках: Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слёзы первые любви! В11 Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения. 1) гипербола 2) инверсия 3) ирония 4) эпитет 5) звукопись Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов 1. В12 Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Россия» (без указания количества стоп). 9
Выполнение заданий с кратким ответом (тип В) выпускниками разных групп 10
Итоговый аналитический отчет о результатах ЕГЭ (май – июнь 2012 года) Средний процент выполнения заданий с кратким ответом - 65,9% Задания части 1 выполнили 67,6% Традиционные задания части % В4 выполнено на 42% Задания части 2 выполнили 64,1% В11 выполнено на 30% Традиционные задания части % 11
Проблемы, выявленные при анализе выполнения заданий типа В Выпускники в целом знают литературоведческую «азбуку» и владеют элементарными навыками анализа текста: удовлетворительно ориентируются в вопросах родо-жанровой специфики, тематики, проблематики, образного строя произведений. Но не владеют в должной мере знанием текста произведений (В4), есть некоторые сложности в идентификации таких терминов, как «композиция», «психологизм», а также изобразительно-выразительных средств (В11), в определении стихотворных размеров (В12). 12
Ресурсы сайта Федерального института педагогических измерений 13
14
15
16
Анализ выполнения заданий С5 выпускниками уч. года. Подготовка к выполнению заданий С5 Задание С5 17
Выполнение заданий с развернутым ответом (тип С) выпускниками разных групп 18
Итоговый аналитический отчет о результатах ЕГЭ (май – июнь 2012 года) Средний процент выполнения задания С5 высокого уровня сложности– 59,7%. Средний процент выполнения заданий высокого уровня сложности в соответствии с выбранными альтернативами: 58% (С5.1), 61% (С5.2) и 60% (С5.3). В 2012 г. отсутствует резкое различие в выборе тем сочинений: примерно одинаковое число выпускников (35% и 37%) выбрали первую (сочинение по произведениям первой половины XIX в.) и вторую (сочинение по произведениям второй половины XIX в.) альтернативы, несколько меньше (28%) – третью (сочинение по произведениям XX в.). 19
Проблемы, выявленные при анализе выполнения заданий типа С (С5) слабое знание содержания анализируемого произведения 1. незнание ключевых цитат из программных произведений 2 неумение аргументировать свои суждения, привлекая для этого теоретико- литературные знания и текст произведения 3. 20
Проблемные вопросы (задание С года) 1. Почему роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" назван в критике социально-психологическим? 63,9% 2. Вопрос высокого уровня сложности к роману Л. Н. Толстого «Война и мир». 52,7% 3. Почему Агафья Пшеницына оказалась для Обломова ближе Ольги Ильинской? 64,6% 4. Почему Лужин наиболее антипатичен Раскольникову? 43,8% 5. Какова роль женских образов в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"? 60% 6. Какими качествами обладают любимые герои автора в булгаковской прозе? (По роману М.А. Булгакова "Белая гвардия" или "Мастер и Маргарита")» 62% 21
Проблемные вопросы (задание С года) 1. Почему в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" так много второстепенных персонажей? 55,8% 2. В чем проявляется уродливость быта чиновничьего города? (По пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».) 57,2% 3. В чем заключается нравственный смысл пьесы А.Н. Островского "Гроза"? 55,2% 4. Чем можно объяснить отсутствие в системе персонажей пьесы "идеального" героя?.(По пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».) 51% 5. В чем неоднозначность образа Сатина? (По пьесе М. Горького «На дне».) 62,9% 22
Проблемные вопросы (задание С года) 1. Каким предстает русское крестьянство в лирике Н.А. Некрасова? 58,4% 2. Почему А.А. Фет считал природу средством исцеления "скорбящей души"? 52,9% 3. Против чего протестует герой ранней лирики Маяковского? 50,2% 4. В чем трагизм звучания темы поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова? 38,7% 5. В чем суть конфликта поэта и толпы в лирике А.С. Пушкина? 51,5% 23
Часть 3 (демоверсия 2013 года) Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3). В бланке ответов 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. C5.1 Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью? C5.2 В чём смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) C5.3 Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».) 24
Вопросы-путеводители для выполнения задания С5 1. Отображено ли в работе знание общей проблематики произведения (произведений)? 2. Выдвигает ли он при ответе на вопрос необходимые тезисы и подкрепляет ли эти тезисы соответствующей аргументацией? 3. Допускает ли фактические ошибки или неточности? 4. Использует ли он в своем ответе литературоведческие термины? Обращаем внимание на кодификатор. 5. Привлекает ли текст художественного произведения при ответе на поставленный вопрос? Обращаем внимание на виды цитирования и особенности пересказа лирических произведений. 6. Дают ли привлекаемые фрагменты текста основу для собственных суждений о прочитанном? 7. Способен ли выпускник на собственную интерпретацию текста? 8. Удалось ли ему открыто сформулировать и разъяснить свою позицию в тексте работы? 9. Прослеживается ли общая логика ответа в структуре работы? 10. Связаны ли части высказывания между собой логически? 11. Встречаются ли в работе экзаменуемого нарушения логической последовательности рассуждений или необоснованные повторы? Обращаем внимание на цепную и параллельную связь предложений в тексте. 12. Присутствуют ли в работе речевые ошибки или недочеты? Имеются ли среди них однотипные или повторяющиеся ошибки? Затрудняет ли количество речевых ошибок понимание смысла высказывания? 25
Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3, требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 3 считается невыполненным и дальше не проверяется. По четырём другим критериям (2, 3, 4, 5) в «Протокол проверки ответов на задания» бланка 2 выставляется 0 баллов. При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется. 26
27 1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений Баллы а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию, формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют 3 б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формулирует свою точку зрения, но не все тезисы убедительно обосновывает и/или допускает 1–2 фактические ошибки 2 в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию; и/или не обосновывает свои тезисы; и/или допускает 3–4 фактические ошибки 1 г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения и/или допускает более 4 фактических ошибок 0
28 2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями Баллы а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения, ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют 2 б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико- литературные понятия, но не использует их для анализа произведения и/или допускает 1 ошибку в их употреблении 1 в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия или допускает более 1 ошибки в их употреблении 0
29 3. Обоснованность привлечения текста произведения Баллы а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.) 3 б) текст привлекается разносторонне, но не всегда обоснованно, и/или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом 2 в) текст привлекается только как пересказ изображённого 1 г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются 0
30 4. Композиционная цельность и логичность изложения Баллы а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3 б) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы 2 в) в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями и/или мысль повторяется и не развивается 1 г) в сочинении не прослеживается композиционного замысла, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения 0
31 5. Следование нормам речи Баллы а) речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка 3 б) допущены 2–3 речевые ошибки 2 в) допущены 4 речевые ошибки 1 г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок) 0 Максимальный балл 14
Вывод специалистов ФИПИ: В практике школьного преподавания следует увеличить количество специальных уроков для обучения написанию сочинения и аналитическим разборам письменных творческих работ учащихся (С5). Рекомендуется также систематически включать в учебную работу письменные задания небольшого объема, требующие точности в выражении мысли и твердого знания фактов (С1, С2). Особое внимание следует уделять формированию у учащихся навыков «контекстного» рассмотрения литературных явлений с привлечением внутрипредметных связей (С2, С4). 32
Контактная информация Телефон: (3812) (доп. 51) Форум ИРО: forum.irooo.ru Макарова Инна Николаевна, старший преподаватель кафедры гуманитарного образования 33