1 Подготовка к диагностической к/р Работа выполняется на основе текста. Задания А 28-А30 В1-В8 У каждого – свой вариант! 10 «А» Кто готовится по презентации самостоятельно – задавайте вопросы по электронной почте Задания А 28-30, В1-7 – 1 балл; В8 – 4 балла (за каждый правильно названный термин – 1 балл)
2 Повторение понятий для выполнения заданий А Контекстные антонимы/ антонимы Типы речи Фразеологизм Вар.6 стр.55; вар.30 стр.251 Вар.18 стр.155; вар.22 стр.187 См. ссылку Вар.1 стр.13; вар.4 стр.39 Урок 1 См. вариант 1: А 28- А30 (суть заданий) практика
3 Типы речи Описание Вопрос: какой? Повествование Вопрос: что происходит? Рассуждение Вопрос: почему? В тематической тетради (стр. 51) содержится информация о типах речи
4 Способы образования слов Приставочный Приставочно- суффиксальный Суффиксальный Сложение Безаффиксный Бессуфиксный В 1
5 Начертите словообразовательные цепочки, подтвердите способ образования слова (помните, что Вы в В2 отвечаете на вопрос «как ЭТО слово образовано») Изречение – суф. нар. Примерно – суф. Способность – суф. Безнравственные – прист. По-разному – прист.- суф. Свиданием –суф. Поровну – прист.-суф. Поток – бессуф. Поневоле – прист.-суф. Слева –прист.-суф. Сочувствие – суф. Излишество – суф. Пересадка – суф. Заклеймил – прист. Приказ – бессуф. В 1
6 Части речи Числительные ЧастицыМестоимения ПредлогиКр. прич.Союзы Наречие Д/З Кто не готовился к уроку (т.е. не повторил признаки частей речи, перечисленные в диаграмме) или отсутствовал по болезни, Вы можете на последующих слайдах прочитать правила
7 В 2 Урок 2 Части речи Числительные ЧастицыМестоимения ПредлогиКр. прич.Союзы Наречия Для того, чтобы выполнить задание В2, необходимо повторить морфологические признаки частей речи, перечисленные в схеме, и учиться различать их в разных контекстах На последующих слайдах Вы найдёте правила для повторения и тренировочные задания (практика). Напоминаю, что объяснения к каждому заданию содержатся в тематической тетради
8 Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании и предложении. По происхождению: непроизводные: в, на, под, у, к, с, над, от, по и др. производные: в течение (часа), в продолжение (лета), вследствие (засухи ) В 2
9 1. (В)течени.. дня (ни)кто (не)видел Герасима. – Пловец быстро продвигался вперед, попав (в)течени.. реки. 2. Он сидел (в)заключени.. уже два года. – (В)заключени.. хор исполнил ряд известных песен. 3. (В)продолжени.. повести герои встречаются. – Леса на земле изменялись (в)продолжени.. миллионов лет. 4. (В)следстви.. пожаров гибнут леса. – (В)следстви.. по делу угона машины были выяснены новые обстоятельства. 5. (Не)смотря на большие морозы работа продолжалась. – Альпинисты, (не)смотря вниз, поднимались все выше. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните написание. практика
10 Союз – служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного. По значению: сочинительные; подчинительные. В 2
11 Сочинительные союзы В 2 Соединительные На берегу реки Исеть расположился Спассо- Преображенский собор, и каждый гость Шадринска обязательно посетит это место. [ ], и [ ] Противительные Шадринцы покажут гостям не только памятники старины, но и современное здание центральной библиотеки им. Зырянова [ не только, но и ] Разделительные Из окон экскурсионного автобуса видны то здание вокзала, то старинные купеческие торговые ряды, то стадион, то городской сад, отметивший недавно столетний юбилей [ то, то, то, то, / / ]
12 В 2 Подчинительные союзы Причинные Я люблю Петербург (по какой причине?), потому что это мой родной город. Целевые Я хочу знать историю города (с какой целью?), чтобы рассказать об этом своим детям. Временные Я буду считать себя действительно образованным тогда (когда?), когда я буду знать историю своего края. Условные Я был бы рад (при каком условии?), если бы в нашей семье сохранились старые фотографии города. Сравнительные Забытые виды старого Шадринска возникали в моей памяти (как?), словно кто-то взмахнул волшебной палочкой. Изъяснительные Мы не заметили (чего?), как они остановились возле городского музея. Уcтупителые Ворота оказались запертыми (несмотря на что?), хотя было еще рано. Следственные В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча.
13 Слитно Раздельно 1. Союз также: Месяц все также плыл в облаках. 1. Наречие так с частицей же: Все так же сверкали звезды, как и вчера. 2. Союз тоже: Ветер тоже затих 2. Местоимение то с частицей же: Выполни то же задание. 3. Союз чтобы: Смотри, кума, чтобы худо не вышло. 3. Местоимение что с частицей бы: Что бы нам такое спросить… 4. Союз оттого (что): Я начал заниматься музыкой, оттого что влюбился. 4. Местоимение того с предлогом от: В зависимости от того, кто стоял в воротах, могла продолжиться игра. 5. Союз поэтому: Было темно, поэтому мы выбрали другую дорогу. 5. Местоимение этому с предлогом по: По этому шоссе было опасно ехать.
14 Выберите слитное или раздельное написание. Объясните. практика 1. Летние каникулы я провел так(же)хорошо, как и зимние. 2. (От)того и отстал, что плохо бежал. 3. (От)того села до станции рукой подать. 4. (По)этому делу поговорим особо. 5. Ты (то)же с ним дружишь? 6. Что(бы) такое сейчас предпринять, что(бы) освежиться. 7. Он говорил то(же) самое. 8. Он то(же) плакал. В 2
15 Частицы – служебные слова, которые придают различные дополнительные оттенки словам и предложениям или служат для образования новых форм слов. В 2 Формообразующие Модальные Отрицательные повелительное и условное наклонение глагола: пусть, пускай, бы (б) степени сравнения прилагательных и наречий: более, менее, самый неопределенные местоимения: -то, -либо, -нибудь, кое-, не- вопросительные: неужели, разве, ли(ль) восклицательные: что за, как указательные: вот, вон усилительные: даже, ведь, -то, все-таки, же, и не ни
16 Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. В 2 1)Свет..т день х..лодный и (не)дужный. Я брожу свободный и (не)нужный. (Мандельштам.) 2) Горький ок..зался для Чехова связью с миром, ему вовсе (не) подходящ..м. (Зайцев.) 3) О чем г..в..рит жизнь Толстого? Об огромном, ф..нтастическом, (не)поддающимся воображению, (не) человеческом труде. (Айтматов.) 4) Могильный камни стояли, как толпы стариков, (н..)кому (не)нужных, для всех бе..различных, одни повалились (на)бок, другие бе..помощно пр..слонились к стволам. (Гроссман.) 5) Владея английским языком с колыбельных дней, я мог насл..ждаться «Безглавым всадником» в (не)сокращенном оригинале. (Набоков) практика
17 Образование наречий Слитно Раздельно 1.Наречия, образованные от имен существительных: подняться ввысь (куда?) заменить вначале (когда?) собраться вмиг (как?) 1. Имена существительные с предлогами: в высь неба (какую?) в начале встречи (чего?) в миг кровавый (какой?) 2. Наречия, образованные от имен прилагательных: подойти вплотную (как?) искать вслепую (как?) сварить вкрутую (как?) 2. Полные прилагательные с предлогами: в плотную вязку в слепую девушку в крутую гору 3. Наречия, образованные от местоимений: играть вничью (как?) кричать вовсю (как?) начал затем (как?) 3. Местоимения с предлогами: в ничью землю во всю беседу за тем домом 4. Наречия, образованные от числительных с приставками в-, на-: увеличить вдвое (как?) уменьшить втрое (как?) разделить надвое (как?) 4. Числительные с предлогами: уехать на двое суток В 2
18 Выберите правильное написание В 2 практика 1. Как неизменно отмечается (в)начале всех писательских биографий, мальчик был пожирателем книг. – Лужин видел нагромождение побед (в)начале. 2. Фрак оказался (в)пору. – Не сомневаюсь, что даже тогда, (в)пору той уродливой и вредоносной школы, я все-таки знал вдохновение. 3. (Во)время полевых прогулок, завидя косаря, он сочным баритоном кричал им: «Бог помощь!» - Сегодня он пришел (во)время. 4. (На)утро опять солнце и ветер. – Он посмотрел (на)утро, раздвинул портьеры на стеклах окон.
19 Числительные Отвечают на вопросы: сколько? который? Пишутся в одно слово или несколько, т.е. простые, сложные или составные (три, пятьдесят, двадцать три) Обозначают количество предметов или порядковый предмета присчёте (два, двое, две пятых, второй) Делятся на собирательные (семеро, десятеро), количественные (два, шестьсот), дробные (две пятых, семь десятых), порядковые (первый, седьмой) В 2
20 Я, мы, ты, вы, он, она… Себя Этот, тот, такой, таков, столько Мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их Весь, всякий, каждый, сам, любой, иной, другой Вопросы: кто, чей, сколько, какой, что.. Служат для связи простых предложений в составе сложного: кто, чей, сколько.. Никто, ничто, некого, никакой, ничей… н Екто, н Ечто, кто-то, что-нибудь, некоторый... В 2
21 Причастия Вопросы: какой,…. Являются определениями Можно заменить словом КОТОРЫЙ + глагол Типичные суффиксы: -ащ-, -ящ- -ущ-, -ющ- -ем-, -им- -т- -енн- -нн- В 2
22 Типы подчинительной связи в словосочетаниях Урок 3 Согласование Примыкание Управление прил.+сущ.; прич.+сущ.; мест.-прил.+ сущ.; числ.+сущ. детский сад, моя школа, то утро, вечереющее небо Главное слово – глагол (причастие, деепричастие), сущ.или числит. управляет падежом зависимого слова в косвенном падеже: смотреть фильм (в.п.), смотреть словарь(в.п.) Зависимое слово – неизменяемая ч.р.: наречие, деепричастие, инфинитив, сравнит. степень: стало темнее, идти медленно В 3
23 Определите способ подчинительной связи в словосочетании Этот смех Простая тема Работать молча Идти молча Бежать быстро Брать обязательства Сон в руку Твои мечты Смотревший на меня Быть веселее Втрое увеличить прибыль Сосновый лес Ребячиться глупо Подведите итог Третий шар практика В 3
24 Определение типа односоставных предложений В 4 Типы односоставных предложений Назывное Определённо- личное Неопределённо- личное Безличное Основа – только подлежащее Основа – глагол в форме 1-2 лица Основа – глагол в форме 3 лица Основа – безличный глагол (нет и не может быть подлежащего )
25 Определите тип односоставных предложений Вечереет Зима Весело идём на прогулку Не спеша к началу уроков, подошли к школе Благоухание в природе Тоскливо на душе В 4 практика
26 Нахождение обособленных определений и обстоятельств Обособленные определения – прилагательные, приложения и причастные обороты, выделенные запятыми Причастие (см. слайд 21) с зависимыми словами есть причастный оборот Обособленные обстоятельства – обособленные сочетания с союзом КАК, уточняющие члены предложения и одиночные деепричастия, деепричастные обороты Деепричастие (отвечает на вопросы что делая?, что сделав? имеет суффиксы – а-, -я-, -в-) с зависимыми словами есть деепричастный оборот В 5
27 Найдите обособленные определения и обстоятельства Небо, затянутое облаками, было серым. День, ясный и морозный, радовал прохожих. Ветер гнал облака, сбивая их в кучи. Не смотря в окно, я знал, что погода плохая. Небо синело, как море. Здесь, вдали от города, было пасмурно и сыро. Спортсмены, победители соревнования, были довольны сборами. практика В 5
28 Выучить правила (см. презентацию на сайте учителя) и решение заданий в формате ЕГЭ Д/З
29 Определение типа придаточного предложения в сложноподчинённом: определяем по вопросу от главного предложения Определительное (какой? какая? чей?) Изъяснительное (все падежные вопросы) Образа действия и степени (как? каким образом? в какой степени?) Места (где? куда?) Времени (когда? как долго? до каких пор?) Условия (при каком условии?) Цели (зачем? для чего? с какой целью?) Причины (почему? отчего?) Уступительное (несмотря на что?) Следствия (союз так что) В 6 Урок 4
30 Нахождение способа связи предложений в тексте Личное местоимение Однокоренные слова Формы слова Лексический повтор Личное местоимение Союз Повторение понятий практика В 7
31 Назвать термины, использованные в рецензии к анализируемому тексту 1) сравнительный оборот 2) литота 3) фразеологизм 4) ряд однородных членов 5) развёрнутая метафора 6) цитирование 7) вопросно-ответная форма изложения 8) диалектизм 9) риторический вопрос 1) метафора 2) диалектизм 3) лексический повтор 4) ряды однородных членов 5) эпитеты 6) парцелляция 7) просторечное слово 8) вопросно-ответная форма изложения 9) противопоставление В 8 Примеры терминов Необходимо, наконец, выучить определения всех терминов –см. в тематической тетради для подготовки к ЕГЭ Примеры терминов
32 Назвать термины, использованные в рецензии к анализируемому тексту риторический вопрос ряд однородных членов эмоционально-оценочные слова гипербола вопросно-ответная форма изложения метафора противопоставление сравнительный оборот эпитеты ряды однородных членов литота сравнительный оборот метафоры гипербола эпитеты парцелляция риторический вопрос восклицательные предложения Примеры терминов В 8 Необходимо, наконец, выучить определения всех терминов –см. в тематической тетради для подготовки к ЕГЭ
33 Зубрите! Терпите! Не надейтесь «на авось»! Уже потрудившаяся для вас, Т.В.