Оптина П устынь в жизни Н.В.Гоголя подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия 1» г.Почепа Щемелинина Людмила Александровна
Не полюбивши России – не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев – не возгореться любо вью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу – не спастись вам. Н.В.Гоголь
Есть места, которые сами по себе не ознаменованы ни особенною красотою природы, ни воспоминаниями историческими или другим чем - либо, могущим поразить воображение с первого взгляда, но которые оставляют в сердце глубокое впечатление, потому что оно проникает постепенно и уже больше не может изгладиться. Такова Оптина Пустынь… Н.В.Гоголь
Я заезжал по дороге в Оптину Пустынь и навсегда унёс о ней воспоминание. Благодать видимо там присутствует. Никогда я не видел таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует всё небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живёт: их лица сказывали сами всё. За несколько вёрст, подъезжая к обители, уже слышится благоухание; всё становится приветливее, поклоны ниже и участье к человеку больше…. Н.В.Гоголь
Религиозно – мистически настроенный Гоголь, впервые посетив монастырь, был поражён. Оптинская братия с её знаменитыми старцами открывала для Гоголя новые духовные горизонты. Никакой другой монастырь так глубоко не задел чувств писателя. В житии тамошних монахов он усматривал особенное благочестие и послушание, особенно праведную жизнь.
Сближение Гоголя с Оптиной Пустынью и с её знаменитыми старцами – Моисеем, Антонием и Макарием – произошло уже в конце его трудного жизненного пути. Сближение это было связано с потребностью нового религиозного понимания творчества и с полным отвержением чисто эстетического взгляда на искусство. Это был особо болезненный период его жизни, период тяжёлых и физических недомоганий и душевных переживаний.
Для Гоголя Оптина Пустынь – это идеал православного монашества, очаг христианского милосердия, место исцеления от душевных и физических недугов. Под влиянием бесед с монахами Оптинской Пустыни, чтения Евангелия и подвижнического труда над собой, Гоголю открылся новый облик христианского идеала.
В письмах Гоголя в Оптину Пустынь отражаются страдания его души, внутренняя борьба со своими страстями. Гоголь пишет: «Путь мой труден, дело моё такого рода, что без ежеминутной, без ежечасной и без ясной помощи Божией не может двинуться моё перо; и силы мои не только ничтожны, но их и нет без освежения свыше. Ради Христа, помолитесь обо мне».
Пополудни прибыл проездом из Одессы в Петербург известный писатель Н.В.Гоголь. С особенным чувством благоговения отслушал вечерню, потом всенощное бдение в соборе. Утром отстоял литургию и отправился в Калугу по какому-то делу. Гоголь оставил в памяти нашей обители примерный образец своего благочестия. С.Нилус
После посещения старца Макария Гоголь, который «не различал свет от тьмы», переродился: «Вошёл я к Старцу одним, вышел другим». Впоследствии он писал: «Мне нужно ежеминутно быть мыслями выше житейского дрязгу, и на всяком месте своего странствия быть в Оптиной Пустыни».
Монах Оптинской Пустыни Парфений глубоко чтил и уважал Гоголя. Он писал: «Природа скупа на таких людей, как вы, и рождает их веками, зато и века помнят их. Что значит перед талантом знатность и богатство, минутная слава, которая мелькнёт, как метеор, и погрузится в Лету? Признательное Отечество не забудет вас ». Такие слова нужны были писателю, особенно в моменты тяжёлой тоски, когда он переставал и сам верить в свои творческие способности.
Гоголь шёл к Богу путём страха, боялся вечного наказания. Но вот в конце своего жизненного пути он уже смог написать такие слова: «Нам следует ежеминутно благодарить Бога, благодарить Его радостно, весело. Вся наша жизнь должна быть неумолкаемой, радостной песнею благодарения Богу».