Эпиграф к уроку: ««Капитанская дочка» - нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения – чудо совершенства»(В.Г.Белинский). Вступительное слово учителя(методические рекомендации за 8 класс; А.Гессен «Жизнь поэта»; учебное пособие Монаховой)
Эпиграф к уроку: «Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни»(А.С.Пушкин). I. Жизнь Петруши в доме родителей. 1. В каких условиях воспитывался Петруша? 2. Дайте характеристику отца и матери Петра Гринёва(см. 1 и 14 гл.).
Эпиграф к уроку: «У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы, избы низки и большею частью покрыты соломою»(А.С.Пушкин.) I.Гринёв в Белогорской крепости. 1. Первые впечатления о месте службы. 2. Как дано в повести семейство Мироновых?
Эпиграф к уроку: «…Что за прелесть Мария! Как бы то ни было, она принадлежит русской былине о Пугачёве…Она другая Татьяна того же поэта…»(П.Я.Вяземский). Проверка д/з: I. Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. 1. Подлость Швабрина(клевещет на М.Миронову и её мать; наносит вероломный удар Гринёву на дуэли; пишет лживый донос на Гринёва отцу-Гринёву; переходит на сторону Пугачёва не по идейным убеждениям: рассчитывает сохранить жизнь, в случае успеха сделать карьеру при Пугачёве, а главное, хочет, расправившись со своим соперником, насильственно жениться на девушке, которая его не любит. 2.Дуэль. а)причины; б)чем закончилась
Эпиграф к уроку: «Трагические дни в крепости начались для всех внезапно»(А.С.Пушкин). I.События нарастают. 1.Расскажите, как нарастали события в Белогорской крепости, сохранив их последовательность(гл.6) 2. Как можно оценить «секретный приказ» оренбургского начальства коменданту Миронову?(гл.6). Прочитайте главу 10 и сопоставьте этот приказ с характеристикой генерала Р. 3. Подтверждаются ли слова Швабрина о Пугачёве: «Видно, он в самом деле силён»? 4. Какие новые черты капитана Миронова проявились в новых обстоятельствах? 5. Как в эпизоде с башкирцем можно объяснить жестокость коменданта, обычно столь добродушного и мягкого?
Эпиграф к урокам: «Пушкин вообще забыл Гринёва, помня только одно: Пугачёва и свою любовь к нему»(М.Цветаева). I.Две встречи: с вожатом «в мутном кружении метели» и с вождём народного восстания в его штабе. 1. Первое появление Пугачёва(ореол поэзии вокруг личности Пугачёва: появляется из мрака разгневанной, бушующей стихии). 2. Его портрет. Не отразилось ли в портрете Пугачёва, данном Гринёвым, пушкинское отношение к славному разбойнику?
I.Екатерина II на страницах повести. 1. Для чего вообще понадобилась Пушкину сцена свидания Марьи Ивановны с Екатериной II ? (Эта сцена – необходимое звено в раскрытии всего замысла произведения). 2. Как показана императрица(описание портрета, «обыкновенность» государыни). 3. Совпадает ли Екатерина II на страницах повести с личным отношением к ней Пушкина(«Тартюф в юбке и короне»)
1. Эпиграфы в «Капитанской дочке». Какова их роль? 2. Работа над словом(см. «Читаем, думаем, спорим…»,8 класс). Описание бурана: сравнить. 3. Подготовка к сочинению: Береги честь Береги честь смолоду(Гринёв в жизненных испытаниях ). Примерный план сочинения: I. Береги честь смолоду. II. Гринёв в жизненных испытаниях. 1. Испытание свободой. 2. Испытание любовью. 3. Необычайные встречи Гринёва и Пугачёва. III.Дорога чести Петра Гринёва.