Цели : - сформулировать « своевременные мысли » и вопросы о логической связи деятельности чиновников и благополучной жизни города ; - побудить детей к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии, обратить внимание на художественные детали, использованные автором ; - выйти на уровень философского обобщения, умения читать между строк, попытаться открыть личностный, глубинный смысл гоголевского произведения.
Сцена у афиши. Дама : - Погода сегодня замечательная. Ах, посмотрите – афиша. Любопытно, что за пьеса ? Господин : -« Ревизор »? Любопытная пьеска я вам доложу. Сам государь изволил быть на премьере и остался очень недоволен. Дама : - Что, настолько плоха ? Господин : - Да нет, только господин Гоголь вывел прелюбопытные типы на сцену. Вот взять хотя бы этого городничего, он мне начальника департамента, в котором я служу, напоминает. Дама : - Смотрите, а фамилии какие занятные. Сквозник - Дмухановский, Хлопов, Ляпкин - Тяпкин, Земляника, Бобчинский, Добчинский. Так и кажется, что они говорят что - то об их владельцах. Господин : - Да, да. Я с вами согласен. Вот Земляника. Такое слово благозвучное, а вышел господин необъятных размеров. Вот была неожиданность. А Хлопов – чудится, что буковку в фамилии г. Гоголь пропустил, наверное – Холопов должен быть. Прескверный господин доложу я вам. Дама : - Ах, позвольте я угадаю. Ляпкин - Тяпкин. Наверное, и судит он так же - тяп - ляп. Я вас очень прошу, достаньте мне билетик на этот спектакль, а вам буду очень признательна. Господин : - Ну конечно. Пойдёмте, а я вам ещё любопытнейшие вещи расскажу.
1. Где происходит действие комедии ? 2. Почему у этого города нет названия ? 3. Что нам известно об этом городке. 4. Какую характеристику даёт ему городничий и Хлестаков. 5. О жизни каких заведений города N мы узнаём из комедии ?
1 группа. Как и зачем Земляника сообщает Хлестакову о непорядках в городе ? Почему Земляника не доносит на городничего ? Почему он представился « ревизору » последним ? Как обстоят дела на почте ? Почему Шпекин распечатывает письма ? Почему он « простодушный до наивности человек »? Можно ли по фамилии судьи ( Ляпкин - Тяпкин ) дать ему характеристику ? Какую ? Как обстоят дела в присутственных местах ? О Луке Лукиче Хлопове плохого ничего не сказано, а что творится в учебных заведениях, которыми он руководит ? Городничий говорит : « Нет человека, который бы за собой не имел каких - нибудь грехов ». Какие грешки водятся за городничим ? Почему городничий поверил, что Хлестаков ревизор ?
3 группа. Кому принадлежат эти слова ? Действие 1, явление 1. « Что же мне, право, с ним делать ? Я ему уже несколько раз говорил. Вот ещё на днях когда зашёл в класс наш предводитель, он скроил такую рожу, какой я никогда не видывал. Он - то её сделал от доброго сердца, а мне выговор : зачем вольнодумные мысли внушаются юношеству ». Действие 1, явление 2. « Иван Кузьмич я вам скажу, что это преинтересное чтение : иное письмо с наслаждением прочтёшь : так описываются разные пассажи … а назидательность какая …. Лучше, чем в « Московских ведомостях »….». Действие 1, явление 1. « Нет, этого уже невозможно выгнать : он говорит, что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдаёт немного водкою ». Действие 1, явление 1. « Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки ? Борзыми щенками. Это совсем иное дело ». Действие 1, явление 2. « Да что я ? Страху то нет, а так немножко … Купечество да гражданство меня смущают, говорят, что я им солоно пришёлся, а я, вот ей - богу, если и взял с иного, то, право, без всякой ненависти ». Действие 1, явление 3. « Две недели ! Батюшки, сватушки ! Выносите, святые угодники ! В эти две недели высечена унтер - офицерская жена ! Арестантам не выдавали провизии ! На улицах кабак, нечистота ! Позор ! Поношенье !».
Знакомство с текстом « Развязка « Ревизора », который был написан в качестве приложения к пьесе в 1846 году. Учащиеся подчеркивают ключевые фразы во время чтения учителя. Учащиеся зачитывают ключевые слова.
Средь шумной и трусливой суеты За ревизора принятый пройдоха Берёт небрежно взятку, и плуты Сдержать не в силах радостного вздоха. Всё обошлось, они теперь чисты От грязных дел, да и ему неплохо : Он здесь со всеми чуть ли не на ты, Ведь что ни город, то его эпоха. Он здесь как свой – набил карман тугой И в путь. Но прибыл ревизор другой. Что ждёт плута ? Отставка ? Суд ? Позор ? Они застыли перед страхом новым … Напрасно ! Настоящий ревизор Окажется таким же Хлестаковым ! Е. Винокуров
1. Сочинение - миниатюра « Каждый из нас, хоть на 5 минут, становится Хлестаковым », « Почему такой ничтожный человек, как Хлестаков, мог показаться ревизором ?» 2. Восстановите детали биографии и петербургской жизни Хлестакова. 3. О каких письмах идёт речь в пьесе ? С какими событиями они связаны ?