Тарас Бульба
Цели урока: - дать представление о различии между исторической основой и задачей писателя ( по литературе), - дать характеристику эпохи, осветить значение фактов существования Запорожской Сечи и борьбы украинского народа с католической Речью Посполитой ( по истории).
Казаки. Быт и нравы.
Составление таблицы Литература История
Литература: Кто является главным героем повести? Кем по происхождению был Тарас Бульба? Расскажите о семье героя. Каков достаток семьи? Расскажите о характере Тараса Бульбы. ( Заполните левую часть таблицы)
Тарас Бульба
История Итак, кто такие казаки? Назовите основные занятия казаков. Что собой представляли поселения казаков? В чем разница между простым и реестровым казаком? (Заполнить правую часть таблицы)
Литература: Что в повести является целью жизни казаков? Куда последовал Тарас с сыновьями?
Работа с текстом Что такое Сечь? - Зачитайте описание, которое дает ей Гоголь. - Объясните значение слова «демократический». - Заполните левую часть таблицы.
История: По какому принципу строилась Запорожская Сечь? Рассмотрите картину Сечь.
Что мы видим на ней ?
Перечислите основные виды деятельности запорожцев.
Таким образом, Гоголь в своей повести довольно точно описал выборы атамана. Расскажите о религии запорожцев. Кто по вероисповеданию поляки? Кроме религиозного, какой гнет испытывали украинцы?
Литература: Докажите, что Гоголь придерживается исторических фактов. Как развивались события далее? Куда отправились запорожцы? Как проявили себя в походе? Поход был удачный? К какому периоду относит Гоголь повесть? ( 15 век) А так ли это? ( Нет, описанные события относятся к 17 веку).
Для чего Гоголь смешал эпохи? Вероятно, чтобы создать образ главного героя. Расскажите о его дальнейшей судьбе.
Оружие казаков:
Места расположения Запорожской Сечи.
Домашнее задание: Подготовить сообщение на тему: «Образы сыновей Тараса Бульбы».
Спасибо за внимание! Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ 603 имени Героя Советского Союза разведчика Кузнецова Н.И. Попрыгиной И.В.