Практикум по русскому языку на тему: «Изобразительно-выразительные средства языка на итоговой аттестации» Практикум по русскому языку на тему: «Изобразительно-выразительные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. АНАФОРА Анафора ( от греческого ВЫНЕСЕНИЕ; русский термин – единоначалие), стилистическая фигура; скрепление.
Advertisements

Учитель русского языка и литературы Сальникова Н.А. Часть I.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Средства художественной выразительности Давыдова О. С. Учитель русского языка и литературы ГОУ 342.
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Муниципальное образовательное учреждение Венгеровская СОШ 2 Изобразительно-выразительные средства языка. Выполнил Ученик 10 «в» класса Ояберь Урмас Преподаватель.
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
А) Эпитеты Б) Олицетворение В) Метафора Г) Сравнение 1) Характеристика одного предмета дается через открытое сопоставление его с другим предметом, осуществляемое.
Поэзия Что делает художественную речь красивой и образной?
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
1 Презентация Презентация по теме «Выразительные средства языка» Выполнили обучающиеся Выполнили обучающиеся 8 класса 8 класса Владимирова Алина и Владимирова.
Лексические образные средства речи СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Тропы ГОРСТ Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы.
Выполнение части В (В 8). Перед вами рецензия, в которой рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Тропы Выполнила:Курбатова Е Группа 102 фл. Троп – использование слов и выражений в переносном значении.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
Теоретический материал ГИА А3. употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений: - по форме.
Урок русского языка 10 класс Тарасенко Н. А. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО - ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.
Электронное пособие о языковых средствах выразительности «изобразительно-выразительные средства языка» Разработала Понакшина Татьяна Николаевна, учитель.
Транксрипт:

Практикум по русскому языку на тему: «Изобразительно-выразительные средства языка на итоговой аттестации» Практикум по русскому языку на тему: «Изобразительно-выразительные средства языка на итоговой аттестации» ………………………………………………

Эпитет Эпитет. Толкование Найдите эпитеты Роль в языке Художественно е определение, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления 1. За плетнём в саду мирно похрапывал сторож. (И.С.Тургенев) 2. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас. (И.С. Тургенев) Даёт образную характеристику предмета; выступает как средство детализации, типизации и оценки образа

Метафора Метафора Толкование Найдите метафоры Роль в языке Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов 1. Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток. 2. Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья. (Из произведений А. Пушкина) Одно из самых ярких средств выразительности; действенный и экономный способ выражения образной мысли

Сравнение Сравнение ……………………………………………….... Толкование Найдите сравнения Роль в языке Троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака 1. Подобно ласковому зверю метель во двор к нам забралась. 2. Горный ручей весной подобен шумной реке, несущейся с заоблачных круч. 3. Горы, словно могучие великаны, окружили долину. Используется в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких- либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций

Олицетворение ………………………………………………... Толкование Найдите олицетворение Роль в языке Разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ; обращение к явлениям природы как к живым и сознательным существам, а также перенос человеческих свойств на животных 1. Зимы ждала, ждала природа. (А. С.Пушкин) 2. Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют. (С.Есенин) 3. Пароход до двенадцати уголь ел и пресную воду пил. (В. В.Маяковский) Помогает раскрыть наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления

Гипербола Толкование Найдите гиперболу Роль в языке Стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли 1.Звёзды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре. (Н.В. Гоголь) 2. И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел. (М.Ю.Лермонтов) 3. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. (Н. В. Гоголь) Придает речи выразительность; в фольклоре служит средством создания художественного образа

Литота Толкование Найдите литоту Роль в языке Художественный приём преуменьшения, противоположный гиперболе, используемый для усиления изобразительно- выразительных свойств речи 1. Не дорого ценю я громкие слова, От коих не одна кружится голова. (А.С.Пушкин) 2. В доме не было ни крошки хлеба, ни капли воды. 3. [Градоначальник] был столь малого роста, что не мог вмещать законов. (М. С.- Щедрин) Является средством идейно- эмоциональной оценки предмета речи

Антитеза Толкование Найдите антитезу Роль в языке Художественный прием, в основе которого – резкое противопоставление слов, образов, персонажей, элементов, композиций 1. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (А.С.Пушкин) 2. И слёзы ей вода, и кровь вода, в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха Любовь: не ждите ни суда, ни милости. (М. Цветаева) 3. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка- Русь. (Н.А. Некрасов) Сочетание контрастных по смыслу понятий, оттеняет их значение и делает речь яркой и образной. Применяется как композиционный прием

Оксюморон Толкование Найдите оксюморон Роль в языке Стилистическая фигура, в которой сочетаются обычно несовместимые понятия, слова со взаимоисключающи ми значениями 1. О, как мучительно Тобою счастлив я. (А.С.Пушкин) И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, ещё вчера Стонавший слабо над могилой. (А. С. Пушкин) Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной. (А. Ахматова) Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. С психологической точки зрения, оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации

Анафора Толкование Найдите оксюморон Роль в языке Повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф) 1. Я знал любовь, не мрачною тоской, Не безнадёжным заблужденьем, Я знал любовь прелестною мечтой, Очарованьем, упоеньем. (А.С. Пушкин) 2. Разве я это сюда велел ставить тебе, любезный? Разве я это сюда говорил тебе ставить, подлец? (Н.В.Гоголь) 3. Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища… (А.С.Пушкин) Украшает, усиливает речь, придает яркость, величественность, живость. Усиливает энергию слов, которые несут в тексте основную смысловую нагрузку

Эпифора Толкование Найдите эпифору Роль в языке Стилистическая фигура – повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи 1. Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовёт их в гости... (А. С. Пушкин) 2. Сиянье глаз твоих благословляю. В моем бреду светило мне оно, улыбку уст твоих благословляю! Она меня пьянила, как вино. (В.Брюсов) 3. «…фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков...» (Н. В. Гоголь) Позволяет выделить слова, которые несут в тексте основную нагрузку