НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ НАУЧНАЯи «НЕНАУЧНАЯ» ФАНТАСТИКА
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ Странное, причудливое, фантастическое в повести «ПОРТРЕТ»
Италия. В окружении великих произведений искусства Александр Иванов. Овальный портрет Н.В. Гоголя.
Задание 1. Определите тему повести «Портрет» 1. История одного необычного портрета. 2. Человеческое падение художника Чарткова. 3. Размышление о том, что такое человек, общество, искусство. 4.?
Смысл названия повести «Портрет» Гоголь назвал свою повесть «Портрет»: 1. Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? 2. Или потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? 3. Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?
Задание 2. Составьте план повести «Портрет» За основу возьмите изменения в судьбе Чарткова
Петербург – участник трагедии Чарткова «Красный свет вечерней зари оставался еще на половине неба; еще домы, обращенные к той стороне, чуть озарялись ее теплым светом; а между тем уже холодное синеватое сиянье месяца становилось сильнее. Полупрозрачные легкие тени хвостами падали на землю, отбрасываемые домами и ногами пешеходцев».
1. Лавочка на Щукином дворе. «картины большею частью были писаны масляными красками, покрыты темно-зеленым лаком, в темно-желтых мишурных рамах». «картины большею частью были писаны масляными красками, покрыты темно-зеленым лаком, в темно-желтых мишурных рамах». «Зима с белыми деревьями, совершенно красный вечер, похожий на зарево пожара, «Зима с белыми деревьями, совершенно красный вечер, похожий на зарево пожара, фламандский мужик с трубкою и выломанною рукою, похожий более на индейского петуха в манжетах, нежели на человека, вот их обыкновенные сюжеты». фламандский мужик с трубкою и выломанною рукою, похожий более на индейского петуха в манжетах, нежели на человека, вот их обыкновенные сюжеты». «портрет Хозрева-Мирзы в бараньей шапке, портреты каких-то генералов в треугольных шляпах, с кривыми носами». «портрет Хозрева-Мирзы в бараньей шапке, портреты каких-то генералов в треугольных шляпах, с кривыми носами».
«Покупателей этих произведений обыкновенно немного, но зато зрителей куча». забулдыга лакей», « забулдыга лакей», «в шинели солдат, этот кавалер толкучего рынка», «в шинели солдат, этот кавалер толкучего рынка», торговка-охтенка с коробкою, наполненною башмаками; торговка-охтенка с коробкою, наполненною башмаками; мужики обыкновенно тыкают пальцами; мужики обыкновенно тыкают пальцами; Кавалеры, Кавалеры, «лакеи-мальчики и мальчишки-мастеровые», «лакеи-мальчики и мальчишки-мастеровые», «старые лакеи во фризовых шинелях», «старые лакеи во фризовых шинелях», «торговки, молодые русские бабы». «торговки, молодые русские бабы».
Какого же мнения об этих работах художник? В это время невольно остановился перед лавкою проходивший мимо молодой художник Чартков. Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости. Чем же поразил его портрет старика?
Чартков делает трагический выбор « Мысли его вдруг омрачились; досада и равнодушная пустота обняли его в ту же минуту. "Черт побери! гадко на свете!" сказал он с чувством русского, у которого дела плохи. И почти машинально шел скорыми шагами, полный бесчувствия ко всему».
Каким мы видим молодого художника в начале повести? хотелось кутнуть, щегольнуть, показать свою молодость; хотелось кутнуть, щегольнуть, показать свою молодость; досада от чужого денежного успеха; досада от чужого денежного успеха; желание бросить все и закутить с горя на зло всему; желание бросить все и закутить с горя на зло всему; деньги, даже воображаемые, способны заворожить, а вид живых денег способен довести почти до безумия; деньги, даже воображаемые, способны заворожить, а вид живых денег способен довести почти до безумия;
Внешние препятствия для развития творчества последний двугривенный; последний двугривенный; нестерпимо холодная гостиная; нестерпимо холодная гостиная; мастерская с мерзнущими окнами; мастерская с мерзнущими окнами; оборванный диван; оборванный диван; не на что купить кисти и краски; не на что купить кисти и краски; нечем платить за квартиру; нечем платить за квартиру; Брань хозяина квартиры. Брань хозяина квартиры.
Какую фантастическую силу таит в себе этот портрет? Расскажите о странном сне художника. Сон художника фантастическая реальность. Старик оживает. Он, как дьявол, манит блеском золота несчастного Чарткова, искушая его. И художник оказывается в руках злого существа.
Собственное желание Чарткова:
Николай Васильевич Гоголь Чартков – честный трудолюбивый художник, человек с талантом и способностью тонко чувствовать натуру. Чартков – честный трудолюбивый художник, человек с талантом и способностью тонко чувствовать натуру. Чартков, по признанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям житейским, суете. Чартков, по признанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям житейским, суете. Но с одним недостатком. Этот недостаток – алчность. Деньги, случайно найденные в раме портрета, лишили его покоя и подавили интерес к настоящему искусству. Но с одним недостатком. Этот недостаток – алчность. Деньги, случайно найденные в раме портрета, лишили его покоя и подавили интерес к настоящему искусству. Главный герой повести
Проследите за чувствами и движениями Чарткова, увидевшего свёрток с деньгами, откатившийся чуть дальше остальных.
Задание 2. Составьте план повести «Портрет» 1 часть 1.Бедный, но талантливый художник Чартков. 2. Необычный портрет в лавке. 3. Портрет заворожил Чарткова. 4.Сон. Старик ожил. 5. Искушение деньгами. 6. Он изменил своей душе и сердцу, своему таланту. 7. Чартков становится модным и известным богачом. 8. Угождение самолюбивым заказам и отход от подлинного искусства. 9. Обменял свой талант на деньги. 10. Он скупает и портит картины талантливых художников. 11. Сходит с ума и умирает.
Задание 2. Составьте план повести «Портрет» 2 часть 1. Молодой бедный художник на аукционе заявляет права на портрет. 2. Рассказ художника об истории ростовщика: 1)Каждый человек, бравший у него в займы, заканчивал свою жизнь печально. 2)Портрет приносит несчастья. 3)Отец художника понял, что совершил большой грех. 4)Отец художника уходит в монастырь. 5)Отец художника исцелил свою душу, нарисовав икону Рождество Иисуса. 6)Завещание сыну уничтожить портрет. 3. Портрет исчез.
«Живопись и иконопись в повести» Художник, судьба которого прослежена во второй части, по высоте духа и манере работать похож на Александра Иванова, с которым Гоголь так тесно сошелся в Риме и который рисовал картину «Явление Христа народу», надеясь на пробуждение добра при свете подлинной истины. Беспрестанно рисуя Гоголя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим персонажем картины, но в конце концов определил ему место в фигуре ближайшего к Христу. Однако местоположение не определяет духовной высоты фигуры. Напротив, явление подлинного добра превращает «ближайшего» в тень, которая смущенно укрыта в плащ с капюшоном. Таков был приговор, вынесенный Александром Ивановым Гоголю. Все картины, упомянутые в повести, оказались реальными: великое полотно, изменившее судьбу Чарткова, - «Явление Христа народу» Иванова, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова; икона, созданная художником Б.- икона «Рождества Христова».
«Живопись и иконопись в повести» Александр Иванов. Явление Христа народу г.
Персонаж картины - Гоголь
Карл Брюллов. Последний день Помпеи
Икона рождества Христова, которую нарисовал художник Б.
Повесть имеет двухчастную композицию, что исключительно важно для понимания произведения. Вместе с втором мы проследили путь героев « от таланта к гибели», « через испытания к расцвету». Что заставляет героев пройти этот путь? Портрет! А он несёт в себе зло. Что заставляет героев пройти этот путь? Портрет! А он несёт в себе зло. Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы. Сюжетный план и композиция 1 и 2 частей повести.
Живопись и иконопись в повести «Портрет» Художник, судьба которого прослежена во второй части, по высоте духа и манере работать похож на Александра Иванова, с которым Гоголь так тесно сошелся в Риме и который рисовал картину «Явление Христа народу», надеясь на пробуждение добра при свете подлинной истины. Беспрестанно рисуя Гоголя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим персонажем картины, но в конце концов определил ему место в фигуре ближайшего к Христу. Однако местоположение не определяет духовной высоты фигуры. Напротив, явление подлинного добра превращает «ближайшего» в тень, которая смущенно укрыта в плащ с капюшоном. Таков был приговор, вынесенный Александром Ивановым Гоголю. Все картины, упомянутые в повести, оказались реальными: великое полотно, изменившее судьбу Чарткова, - «Явление Христа народу» Иванова, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова; икона, созданная художником Б.- икона «Рождества Христова».
Какие перспективы открываются перед ним? О чём предупреждает его профессор?
Искусство это нектар души, собранный в трудах и муках Теодор Драйзер
Николай Васильевич Гоголь Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. /Н. В. Гоголь. Портрет/ Сюжет повести «Портрет»
Николай Васильевич Гоголь и «НЕНАУЧНАЯ» ФАНТАСТИКА Странное, причудливое, фантастическое в повести «ПОРТРЕТ»