Фонетика русского языка. Фонетика как раздел лингвистики. Урок русского языка 5 класс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В.
Advertisements

Урок 3. Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи. Цели урока: 1) восстановить в памяти учащихся основные сведения о фонетике и системе единиц, изучаемых.
Фонетика. Согласные звонкие и глухие.. Цели урока: 1. Знать различия между звонкими и глухими согласными, непарные по звонкости – глухости. 2.Уметь различать.
Фонетическая система русского языка Выполнила: Неганова Дарья Ученица 5 класса «Б» Учитель: Агафонова Т. Е.
Вводный урок русского языка в 9 классе. 1.Запись под диктовку 1) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно,
Урок 7. Орфоэпия как раздел лингвистики. Гласные звуки. Цель урока: 1) формировать представление об орфоэпии как разделе лингвистики; 2) познакомить с.
Автор разработки: Вессели Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы школа 3, г. Осинники.
План фонетического разбора слова План разбора в стихотворной форме Алгоритм разбора Как оформить фонетические разбор слова.
Пятое сентября Классная работа Тема: «Орфограмма».
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
План фонетического разбора слова План разбора в стихотворной форме Алгоритм разбора Как оформить фонетические разбор слова.
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Выполнила: Полина Л.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ 19 г. Новосибирска.
Что такое фонетическая транскрипция Материалы к урокам русского языка в 5-6 классах Учитель Чевдарь Л.К.
Сегодня на уроке Тринадцатое января. Повторение пройденного.
Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное.
Совершенствование фонетических умений – необходимое условие формирования языковых и коммуникативных компетентностей младших школьников.
Садыкова Нина Анатольевна. 1.Повторить и закрепить изученное по разделу «Фонетика и орфоэпия» 2.Подготовить учащихся к контрольной работе.
Наука о языке Русистика Лингвистика Филология языкознание.
Звуки речи [ ] Гласные [ ] Ударные Безударные Согласные [ ] Твёрдые Звонкие ^ Глухие Мягкие, Звонкие ^ Глухие.
Тема: Приставка. 2 класс (второй урок) Кисель Е. А. МОБУ СОШ 11 г. Свободный.
Транксрипт:

Фонетика как раздел лингвистики Урок русского языка 5 класс

Цели урока: Познакомить учащихся с понятиями: лингвистика и её разделы; фонетика как раздел лингвистики. Дать понятие о гласных и согласных звуках. Развивать умение транскрибировать слова, различать звуки речи. Формировать навык проверки написания орфограммы-буквы. Воспитывать внимательное отношение к слову, бережное отношение к русскому языку.

Лингвистика – наука о языке Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В. Гоголь

Что изучает лингвистика? Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука о языке. Языкознание учит правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи.

Орфография Фонетика Графика Орфоэпия Лексика Морфология Пунктуация Синтаксис Текстоведение Культура речи Морфемика Разделы лингвистики

Работа с текстом Каждому школьнику хотелось бы понять, зачем нужно изучать лингвистику. Ведь малыш начинает говорить на родном языке, хотя ничего не знает о его строении и происхождении. Давно установлено, что знание научных сведений о языке помогает человеку, во-первых, научиться лучше понимать речь других людей – устную и письменную. Во-вторых, лингвистика даёт возможность овладеть секретами хорошей речи, самому научиться точно, ясно, грамотно и выразительно высказывать свои мысли и чувства. В- третьих, лингвистика обогащает кругозор человека, раскрывает тайны родного языка, рассказывает много удивительных историй о языке и речи.

Задания к тексту Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Объясните, согласны ли вы с ней. Выпишите выделенные слова, обозначьте в них корень и объясните правописание. Расскажите, какие интересные сведения о русском языке вы узнали, изучая его в начальной школе.

Фонетика Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок… Н.В. Гоголь

Фонетика Фонéтика [н] – от греч. phōnē «звук». Фонетика изучает звуки речи. Звуки речи способны образовывать слова, с помощью которых называются предметы, явления окружающего мира. Как вы думаете, почему именно с фонетики начинается изучение любого языка?

Рассмотрите фотоколлаж. Какие звуки вы могли бы услышать, если бы фотографии ожили?

Транскрипция Транскрúпция – фонетическая запись. Транскрúпция транскибúровать. Основные знаки транскрипции: [ ] – границы транскрипции; [ ] – знак мягкости согласного звука: [пэт] – петь; [ ¯ ] – знак долготы звука. [ j] – мягкий звонкий согласный «йот»: [j гурт] – йогурт.

Докажите, что без знания фонетики невозможно научиться грамотно писать, читать, говорить. Как образуются звуки речи? Какие бывают звуки?

Какие органы человека участвуют в образовании звуков речи?

Гласные и согласные звуки Гласные звуки (6) – состоят только из голоса; могут быть ударными и безударными: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Согласные звуки (36): Глухие – образуются только шумом; Звонкие – состоят из шума и голоса.

Твёрдые (звонкие): [б], [в], [г], [д], [з], [л], [м], [н], [р], [ж] Твёрдые (глухие): [п], [ф], [к], [т], [с], [х], [ц], [ш] Мягкие (звонкие) [б, ], [в, ], [г, ], [д, ], [з, ], [л, ], [м, ], [н, ], [р, ] Мягкие (глухие) [п, ], [ф, ], [к, ], [т, ], [с, ], [х, ], [ч, ], [щ, ] Согласные звуки

Непарные з в о н к и е: [л] – [л, ], [м] – [м, ], [н] – [н, ], [р] – [р, ], [j, ] Непарные г л у х и е: [х] – [х, ], [ц], [ч, ], [щ, ] Непарные т в ё р д ы е: [ж],[ш],[ц] Непарные м я г к и е: [ч, ], [щ, ], [j, ]

Задание Произнесите вслух звуки: [щ, ],[ц],[c],[з, ],[ж],[р],[к, ] Охарактеризуйте их по плану: Твёрдый или мягкий, парный или непарный; Звонкий или глухой, парный или непарный

Задание Спишите, покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сравните произношение и написание слов, сделайте вывод. Делать д_бро, п_звать на сва_ьбу, но_ка ст_ла, _громная про_ьба, _кусный пиро_, св_ркающий сне_, к_лючий ё_, в_лшебная ска_ка.

Задания Определите, какой звук обозначает буква с в приведенных ниже словах: Сварить, ссора, сильный, бесчисленный, косьба, сжечь, расщедриться, сшить, сделать, счётчик.

Задания Прочитайте слова, определите, какими звуками они различаются. Затранскрибируйте все слова. стал – сталь, лук – люк, нос – нёс, чайка – майка, край – кран, мал – мял, удар – ударь

Задания Спишите, вставляя в слова пропущенные буквы, обозначьте корни этих слов. За морем ц_ревна есть, что не можно гла_ отвесть: Днём свет божий затмевает, Месяц под к_сой блестит, А во лбу зв_зда горит.

Проверка Задание: спишите, вставляя в слова пропущенные буквы, обозначьте корни этих слов. За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть: Днём свет божий затмевает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит.

Задание Составьте и запишите предложения со следующими словами. В чём их особенность и на что обращает внимание следующая запись? [м, ич, ú] ˂ мячи? мечи? [аб, ижат, ] ˂ обижать? обежать? [ув, идат, ] ˂ увидать? увядать? [атвар, úт, ] ˂ отварить? отворить?

Домашнее задание Запишите слова с ударными гласными: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Запишите буквами затранскрибированные слова. Объясните различия в их произношении и написании. [фс, о], [j, ош], [здат, ]. Затранскрибируйте слова: пять, ударь, окно, доход, цифры, уют.

Урок подготовила учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии 1 г. Советска Анисимова Инесса Рудольфовна