Выход на тему урока Выступление на педагогическом совете Бородина Е.Г., учитель русского языка и литература
Выход на тему урока - это дидактический прием, имеющий своей целью подведение к теме, цели и задачам урока, задел на работу на протяжении всего урока. Исходя из того, что целеполагание необходимо осуществлять на каждом этапе урока и перед каждым видом деятельности, четко сформулированная цель мотивационно-целевого этапа помогает проектировать и осуществлять выход на тему урока и прогнозировать работу на этапе операционно- познавательном и проводить итоговую рефлексию.
ПРИМЕР 1. Русская литература 9 класс. Тема: Чичиков. Кто он:" подлец, хозяин, приобретатель" или …?" ( по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души") 1. Выход на тему урока. Определи героя по его визитной карточке. «Благопристойный, знающий и почтенный человек»; «любезнейший и обходительнейший; «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб молод»; похититель губернаторской дочки, «шпион», «разбойник Ринальдо Ринальдини», « фальшивомонетчик», «переодетый Наполеон» и, наконец, сам Антихрист. (главный герой поэмы П.И.Чичиков)
- Так кто же такой Чичиков: подлец, хозяин, приобретатель" или …? 2. Запись темы урока. - "Чичиков".Может ли так звучать тема урока? Что необходимо добавить? Почему? Выход на тему урока осуществляется через визитную карточку героя и актуализацию опорных знаний посредством формулировки темы урока.
ПРИМЕР 2. Русская литература 10 класс. Тема: А.П.Чехов.Личность писателя. Основные темы и образы. 1. Выход на тему урока. Определи ключевые слова эпиграфа к уроку. Моё святая святых - это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние ни выражались. (А.П.Чехов) Выход на тему урока осуществляется через нахождение ключевых слов и объяснение их значения.
ПРИМЕР 3. Русская литература 10 класс. Тема: Сюжетное мастерство А.П.Чехова в рассказах "Человек в футляре","Крыжовник", "О любви". (Что человеку нужно для счастья) 1. Выход на тему урока. Свободное письмо "Счастливый человек. Кто он?" Выход на тему урока осуществляется через свободное письмо.
ПРИМЕР 4. Русская литература 7 класс. Тема: Человек в эпоху Ивана Грозного. 1. Выход на тему урока. Какие ассоциации вы можете озвучить к каждому слову темы? Человек в эпоху Ивана Грозного. любой время некий человек каждый года правитель гражданин век царь житель Иван VI Выход на тему урока осуществляется через подбор ассоциаций и их комментарий.
ПРИМЕР 5. Русская литература 11 класс. Тема: Судьба малой родины в повести В.Распутина" Прощание с Матёрой" 1. Выход на тему урока. Прослушивание песни «Малиновый звон» - Что означают для вас понятия Родина, «малая» родина? Выход на тему урока осуществляется через создание эмоционального отклика на прослушивание песни.
Как показывает опыт, выход на тему урока можно осуществлять с помощью - анализа ключевых слов темы урока; - анализа ключевых слов эпиграфа: - лексического анализа слова (слов) темы урока с точки зрения значения, происхождения, употребления и т.д. - подбора ассоциаций; - рассматривания иллюстративного материала; - прослушивание музыкального фрагмента; - постановки и решения проблемного вопроса; - написание свободного письма; - анализа предложенной таблицы, схемы, опорного конспекта.
ВЫХОД НА ТЕМУ УРОКА позволяет ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ УВЛЕЧЬ ПРОБУДИТЬ СПОСОБСТВОВАТЬ СОДЕЙСТВОВАТЬ АКТУАЛИЗИРОВАТЬ АКТИВИЗИРОВАТЬ СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ МОТИВИРОВАТЬ НАЦЕЛИТЬ МОТИВАЦИОННО- ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП
Тема урока Цели урока Задачи урока I. МОТИВАЦИОННО- ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП II.ОПЕРАЦИОННО- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП III.РЕФЛЕКСИВНО- ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП 1. Выход на тему урока заинтересовать увлечь пробудить способствовать содействовать актуализировать активизировать создать условия МОТИВИРОВАТЬ НАЦЕЛИТЬ 1-5. Различные виды деятельности изучить исследовать постичь усвоить ознакомиться понять ПОЗНАТЬ 1-5. Различные виды деятельности проверить оценить рефлексировать поставить новую цель ПРОВЕСТИ РЕФЛЕКСИЮ взаимосвязь
Мудрые мысли об образовании Выживет не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликне тся на происход ящие изменени я.( Ч.Дарвин ) Самое главное в жизни - умение учиться.( П.Шеперд ) Образование - это то, что остается с человеко м, когда он забывает все, чему научился в школе.(А. Эйнштей н)