Комплексное повторение орфографии и пунктуации. Подготовка к ЕГЭ
Цели урока: Повторить … Повторить … Закрепить… Закрепить… Обобщить … Обобщить … Подготовиться… Подготовиться…
Текст Светлым майским вечером, выйдя на Невский, Гоголь купил небольшую охапку сирени и отправился к Плетневу, у которого нередкими были друзья. Профессор словесности Плетнев снимал квартиру с просторной гостиной в большом каменном доме с двориком, засаженным липами и кленами.
Этапы урока: Блоки НЕ с разными частями речи Н- НН- в полных прилагательных и причастиях Обособленные члены предложения
не с любыми частями речи Без не слово не употребляется Противопоставление или сочетания вовсе не, далеко не, ничуть не, нисколько не слитно раздельно не с определенными частями речи глагол, дееприч. сущ., прилаг., наречие на -о, -е, если образуется новое слово (синоним, очень +…) причастие Завис. слово естьнет слитно раздельно
не с любыми частями речи Без не слово не употребляется Противопоставление или сочетания вовсе не, далеко не, ничуть не, нисколько не слитно раздельно не с определенными частями речи глагол, дееприч. сущ., прилаг., наречие на –о, -е, если образуется новое слово (синоним, очень+…) слитно причастие Завис. слово естьнет слитно раздельно
Работа с тестом
Ключ к тесту Не с разными частями речи. Ключ. 1-вариант. 2-вариант 1 -в) 1-б) 2 -г) 2-а) 3 -б) 3-б) 4 -г) 4-а) 5-а) 5-а)
н-нн в полных прилагательных и причастиях Приставка или -ованный, -ёванный Прилагательное от сущ. -аный -яный -иный -ционный -ственный -…н + ный Причастие, прила- гательное от глагола Завис. слово нетесть
н-нн в полных прилагательных и причастиях -ованный о т ы м е н н ы е ан ян ин онн енн н+н о т г л а г о л ь н ы е
Работа с тестом
Ключ к тесту Правописание Н и НН. 1 вариант 2 вариант 1-а) 2-в) 3-а) 4-а) 5-а)
Лингвистическая задача Не с частями речи Причастие Зависимое слово есть нет слитнораздельно Н и НН Зависимое слово Причастие естьнет н нн
= который … Ожидаем смысловой блок что делая? =будучи … деепричастие и деепричастный оборот причастный оборот обособленные определения, приложения что сделав?
Который… Ожидаем смысловой блок Что делая? Что сделав? Будучи… деепричастие и деепричастный оборот причастный оборот обособленные определения, приложения ч т о д е л а я ? ч т о с д е л а в ? деепричастный оборот к о т о р ы й п р и ч а с т н ы й о б о р о т б у д у ч и … о б о с о б л е н н ы е о п р е д е л е н и я и п р и л о ж е н и я
Тренировочное задание 1)Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. 2)Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами. 3)Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы! 4)Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утре..ем воздухе. Варианты задания А21 1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? Ответ: 3.
Тренировочное задание Варианты задания А21 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Два ряда старых высоких елей(1) очень тесно посаже..ых(2) стояли сплошной стеной(3) образуя мрачную красивую аллею. 1) 1,2 2) 2, 3 3) 1, 2, 3 4) 1, 3 Ответ: 3.
Тренировочное задание Варианты задания А21 3. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? Пароход уходит вниз по реке (1) догоняя дождевую тучу (2) закрывшую полнеба (3) и (4) потерявшись из виду (5) дает дли..ый гудок. 1)1,2,4,5- выделяются два деепричастных оборота 2) 1,2,3- выделяются причастный и деепричастный обороты 3) 1,2,3,4,5- выделяются причастный и два деепричастных оборота 4) 2,3-выделяется причастный оборот Ответ: 3.
Работа с текстом Светлым майским вечером выйдя на Невский Гоголь купил (не) большую охапку сирени и отправился к Плетневу, у которого (не) редкими были друзья. Профессор словесности Плетнев снимал квартиру с просторной гости(н,нн)ой в большом каме(н,нн)ом доме с двориком засаже(н,нн)ым липами и кленами. «С чего бы столько гостей?» - остановился пораже(н,нн)ый Гоголь, но тут же решительно взбежал на крыльцо. - А знаете,Николай Васильевич, - сказал Плетнёв торжестве(н,нн) ым тоном, -у меня сегодня будет Пушкин! «Пушкин! Кто знает, быть может, с его приходом произойдёт в моей жизни нечто (не)обычайное и исключительное», - подумал Гоголь. Именно эта благослове(н,нн)ая встреча великого русского поэта и начинающего писателя из Малороссии подарила миру Гоголя написавшего «Ревизора» и «Мертвые души».
Домашнее задание 1. Выписать слова и словосочетания с н и нн; не; 2. Выписать конструкции с обособлением, построить схемы. 3. Работа с текстом : Эпиграфом к тексту «Благословение» Г.Степанов взял слова И.С.Тургенева: « В человеческой жизни есть мгновенья перелома – мгновенья, в которые прошедшее умирает и зарождается нечто новое». Подумайте, как связаны эти слова с проблемой текста. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту( тема, проблема, авторская позиция, аргументы).
Я полагаю, что Тяжела ты, шапка Мономаха. Повторение-мать учения. Корень учения горек, да плод его сладок. Учась, узнаешь, как мало ты знаешь. Если за день ничему не научился – зря прожил день.
Дорогие ребята! Спасибо за урок.