ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Николай Васильевич Гоголь Автор – Дмитриева М.В., учитель МОШИ лицей-интернат г. Балашова Саратовской области
Павел Иванович Чичиков
Чичиков Человек нового времени, делец и приобретатель, и обладает всеми необходимыми качествами: "...и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых играх", но он тоже "мертвая душа", ибо ему недоступна радость жизни. Чичиков умеет приспосабливаться к любому миру, даже его внешний облик таков, что подойдет к любой ситуации: "не красавец, но и не дурной наружности", "не слишком толст, не слишком тонок", "человек средних лет" - все в нем неопределенно, ничто не выделяется.
В образах помещиков отражается процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляются все его пороки и недостатки. Рисуя помещиков, Гоголь использует сатиру и иронию, позволяющую изображать то, о чём в цензурных условиях говорить было невозможно.
МАНИЛОВ СОБАКЕВИЧ КОРОБОЧКА НОЗДРЕВ ПЛЮШКИН «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого» Н.В.ГОГОЛЬ «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого» Н.В.ГОГОЛЬ
Праздный мечтатель Манилов
Манилов – бесплодный мечтатель, рисующий воздушные замки и бесполезные проекты. Будто бы видимая забота о собственных крестьянах. Но на самом деле он совершенно не интересуется состоянием дел, никогда не ездит на поля и не вникает в доклады приказчика, просьбы крестьян. Это бесплодный мечтатель, живущий в довольстве и тепле, потому что пользуется природным правом: присваивать труд крепостных. Внешне он даже приятный человек, по-видимому, совершенно не способен причинить кому- нибудь зло. В армии Манилов считался «скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером».
Встреча Манилова и Чичикова Автор всячески подчеркивает претензии Манилова на образованность и культуру. Но это лишь внешние, наносные черты, убеждающие в обратном. Сыновей Манилов назвал древнегреческими именами на римский манер: Фемистоклюс и Алкид, а между тем мало сказать, что помещик необразован. Гоголь дает важную деталь, которая заменяет многие страницы комментариев. « В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года».
Собакевич
Другой тип – «помещик – кулак», хитрый прижимистый торгаш. Собакевич немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым удалось бы его обмануть. Все у него прочно и крепко. Гоголь находит отражение характера человека во всех окружающих вещах его быта. В доме Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как бы говорила: «И я тоже Собакевич». Гоголь рисует фигуру, поражающую своей грубостью. Чичикову он показался весьма похожим на «средней величины медведя». Собакевич-циник, не стыдящийся морального уродства ни в себе, ни в других. Это человек, далекий от просвещения, твердолобый крепостник, заботящийся о крестьянах только как о рабочей силе.
Коробочка
Описывая Коробочку, автор сравнивает ее с одной из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, а между тем набирают понемногу деньжонок. Основной жизненный принцип дубинноголовой Коробочки (так характеризует ее Чичиков) не продешевить.
Ноздрев " Ноздрев был в некотором отношении исторический человек "
Он подвижен, готов заняться любым делом, не задумываясь каким, но вся его активность лишена идеи и цели. Поэтому все его порывы заканчиваются так же легко, как и начинаются, без каких-либо положительных итогов:"Всё заканчивается или пустяками, или всевозможными историями". Его активность направлена на прожигание жизни. Он кутила и лихач. Ноздрев оказывается повсюду, где его могут ожидать удовольствия жизни. Его идеал - люди, всегда умеющие весело прожигать жизнь, не обремененные никакими заботами.
Для Ноздрева крепостные люди и имущество - равнозначные понятия. Готов все променять, проиграть, прогулять, не упускает случая сшельмовать, обмануть другого, отобрать у него, то, что приглянулось.
Отвратительный скряга Плюшкин
Полное моральное оскудение, потеря человеческих качеств характерны для Плюшкина. Автор по праву окрестил его "прорехой на человечестве". Гоголь сообщает страшные вещи о том, что Плюшкин - "мошенник, всех людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем крепостные его". За ´последние три года у Плюшкина умерло 80 человек. С жуткой миной полусумасшедшего он заявляет, что "народ-то больно прожорлив у него, от праздности завел привычку трескать".
«И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!… Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!»
«Мёртвые души» потрясли Россию, - писал А.И. Герцен. – Портреты его хороши, жизнь сохранена во всей полноте, не типы отвлечённые, а добрые люди, которых каждый из нас видел сто раз».
Выводы Гоголь создаёт пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика. Наше знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскудения человеческой личности, развёртывается всё более страшная картина разложения крепостнического общества.
Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретными чертами. Его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме. Это нравственные уроды. Помещики мертвы не только морально, но и духовно.
Электронные ресурсы ad2e.jpg ad2e.jpg