9 класс «Русская фразеология и выразительность речи» Положительная динамика качества обученности на 6-10 баллов за 3 отчетных периода 90%-100%-100% Выполняет 2 функции: познавательную и развивающую. Первая позволяет углубить языковые знания и навыки; вторая развивает творческие способности учащихся.
Виды работ: Практикумы с индивидуальными заданиями Семинары по темам Мини –конференции Круглый стол
10 класс «Обучение орфографии на основе межуровневых связей Снижение 6-10 баллов по результатам 1 четверти и рост во 2-й четверти 100%-87,5%-100% Факультатив носит дифференционно- систематический и практически направленный характер
Виды работ: Конспектирование работ по теме курса Написание и защита докладов Письменный пересказ текстов разных стилей и жанров Дискуссии по актуальным темам правописания
Основные технологии : Урок-лекция Урок-семинар Урок-практикум Урок-конференция Урок-зачет
11-е классы «Культура речи» Положительная динамика качества обученности 92,9%-100%-100% Цель факультатива: совершенствование речевой культуры учащихся на основе усвоения норм современного русского литературного языка
Формы работы: По дидактическому наполнению (задания и упражнения над языковым материалом) По характеру познавательной деятельности учащихся(поисково-информационные, аналитические) По видам учебного взаимодействия( индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах, коллективная работа)
Фрагмент факультативного занятия: Секреты речевого общения
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н.В. Гоголь
Во все времена и во всех сложившихся обществах поведение людей регламентирует ся правилами, которые соответствуют конкретной ситуации общения.
Знаете ли вы? Как вести себя в общественных местах? Каковы правила хорошего тона? Как надо правильно сервировать стол, обращаться с вилкой, ножом….? Как приглашать на танец? Как уступать место в общественном транспорте? Совокупность этих правил поведения и словесного обращения составляет то, что называется этикетом.
Этикетные слова Культура общения Кому сказать? Зачем сказать? Что сказать? Как сказать? Стандартные, повторяющиеся выражения Языковые средства, отражающие индивидуальность, показывающие «наших душ золотые россыпи»
? Какую речевую ситуацию изобразил художник? Как исправить положение?
? Умеете ли вы пользоваться этикетными словами? Разыграйте сценку «В автобусе».
Герой этой ситуации не может выполнить просьбу, с которой к нему обратились. Из упражнения 316 выберите те слова, которые помогут ему смягчить отказ. Одно из главнейших правил этикета – деликатность, тактичность в обращении со словом. Размен-слова, слова-монетки Для телефонной болтовни, Как грызуны, как звери в клетке, Должны быть заперты они. В. Туркин
Друзья мои, внушайте людям веру И чаще говорите: «Добрый день!» И следуйте хорошему примеру – Продляйте добрым словом жизнь людей! В. Боков Обогащайте свой словарный запас словами и фразами речевого этикета для извинения: Прошу простить… Прошу извинить… Я очень огорчён… Мне неприятно… Мне неловко… Пожалуйста, извините…Простите, я не хотел… Боюсь, что я Вас задел… Приношу извинения… Позвольте попросить прощения… Я не могу не извиниться…Я причинил Вам столько хлопот… выражения сочувствия, утешения: Я Вам сочувствую… Примите мои соболезнования… Мне жаль, что так случилось… Я вас понимаю… Успокойтесь… Не волнуйтесь… Не беспокойтесь… Не огорчайтесь… Не расстраивайтесь… Не горюйте… Потерпите… Забудьте об этом… Возьмите себя в руки…
Спасибо за внимание