ГОНЧАРОВ И. А. « Очерк жизни ». ДЕТСТВО Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. Его отец Александр Иванович (17541819) и мать Авдотья.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жизнь и творчество Ивана Александровича Гончарова Презентацию подготовил ученик 10 «Б» класса Презентацию подготовил ученик 10 «Б» класса Фомичев Илья.
Advertisements

И. А. Гончаров Жизнь и творчество (1812 – 1891) Серьёзное искусство, как и всякое серьёзное дело, требует всей жизни. И. А. Гончаров.
( ) Иван Александрович Гончаров © Древаль Е. А.
Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. Его отец и мать принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном.
Гончаров Иван Алексеевич (1812 – 1891)
Ива́н Алекса́ндрович Гончаро́в (6 (18) июня 1812, Симбирск 15 (27) сентября 1891, Санкт-Петербург) русский писатель, член- корреспондент Петербургской.
Жизнь и творчество Ивана Александровича Гончарова Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Лендыл Ирина Николаевна Презентацию подготовила.
Детство Ивана Александровича Гончарова
И. А. Гончаров (1812 – 1891) Серьёзное искусство, как и всякое серьёзное дело, требует всей жизни. И. А. Гончаров.
Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: Жизнь и творчество И.А.Гончарова
18 июня исполняется 205 лет со дня рождения русского писателя Ивана Александровича Гончарова ( ) МБУК «МИБС» г. Благовещенск МБ им. Б. Машука Виртуальная.
Гончаров Иван Александрович - знаменитый писатель. Родился 6 июня 1812 г. В противоположность большинству писателей сороковых годов XIX столетия он происходит.
Гончаров Иван Александрович – великий русский писатель.
(1812 – 1891). Музей И.А. Гончарова в Ульяновске Жизнь и творчество Цель урока - определить роль И.А. Гончарова в истории русской литературы. Основная.
Жизнь и творчество Ивана Александровича Гончарова ( ) «Я писал как будто по диктовке. И право, многое явилось бессознательно; подле меня кто-то.
Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова (1812 – 1891 гг)
Иван Александрович Гончаров. Судьба и «объективный талант» ( )
Портрет И. А. Гончарова кисти И. Н. Крамского Жизненный и творческий путь Ивана Александровича Гончарова.
В одном из больших каменных домов, ближе к центру, жила семья Гончаровых. Отец вел торговлю хлебом. Семья была зажиточная, окруженная родственниками,
«Жизнь и творчество И.А.Гончарова» «Жизнь и творчество И.А.Гончарова»
Транксрипт:

ГОНЧАРОВ И. А. « Очерк жизни »

ДЕТСТВО Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. Его отец Александр Иванович ( ) и мать Авдотья Матвеевна ( ) ( в девичестве Шахторина ) принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками проходило детство будущего писателя. Вспоминая в преклонные годы своё детство и отчий дом, Гончаров писал в автобиографическом очерке « На родине »: « Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня ». Многое из того, что Гончаров узнал и увидел в этой « деревне », явилось как бы изначальным импульсом в познании поместного, барского быта дореформенной России, так ярко и правдиво отразившегося в его « Обыкновенной истории », « Обломове » и « Обрыве ».

Когда Гончарову было три года, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. « Добрый моряк » так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца. Писатель вспоминал : Мать наша благодарная ему за трудную часть взятых на себя забот о нашем воспитании, взяла на себя все заботы о его житье - бытье, о хозяйстве. Его дворня, повара, кучера слились с нашей дворней, под её управлением и мы жили одним общим двором. Вся материальная часть пала на долю матери, отличной, опытной, строгой хозяйки. Интеллектуальные заботы достались ему.

ОБРАЗОВАНИЕ Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионе. В десять лет был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери.

Восемь лет провёл Гончаров в училище. Эти годы были для него трудны и малоинтересны. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература. Гончаров вспоминал : Первым прямым учителем в развитии гуманитета, вообще в нравственной сфере был Карамзин, а в деле поэзии мне и моим сверстникам, летним юношам, приходилось питаться Державиным, Дмитриевым, Озеровым, даже Херасковым, которого в школе выдавали за поэта.

Великим откровением для Гончарова и его товарищей явился Пушкин с его « Евгением Онегиным », выходившим в свет отдельными главами. Он рассказывает : Боже мой ! Какой свет, какая волшебная даль открылись вдруг, и какие правды, и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной, хлынули из этого источника, и с каким блеском, в каких звуках ! Это почти молитвенное благоговение перед именем Пушкина Гончаров сохранил на всю жизнь.

Тем временем заниматься в училище стало совсем невмоготу. Гончарову удалось убедить в этом мать, и та написала прошение об исключении его из списка пансионеров. Гончарову уже минуло восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. Через год, в августе 1831 года, после успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен. Три года, проведённые в Московском университете, явились важной вехой в биографии Гончарова. Это была пора напряжённых раздумий о жизни, о людях, о себе. Одновременно с Гончаровым в университете обучались Барышев,[1] Белинский, Герцен, Огарёв, Станкевич, Лермонтов, Тургенев, Аксаков и многие другие талантливые молодые люди, впоследствии оставившие след в истории русской литературы.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ УНИВЕРСИТЕТА Закончив летом 1834 года университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, « свободным гражданином », перед которым открыты все пути в жизни. Первым делом решил он навестить свои родные края, где его дожидались мать, сестры, Трегубов. Симбирск, в котором всё было с детства так знакомо, поразил повзрослевшего и возмужавшего Гончарова прежде всего тем, что ничто не изменилось. Всё напоминало здесь громадную сонную деревню. Именно таким знавал Гончаров свой родной город в детстве, а затем и в юношеские годы.

Ещё до окончания университета Гончаров решил не возвращаться на постоянное житьё в Симбирск. Его влекла к себе перспектива напряжённой духовной жизни в столицах ( Москва, Санкт - Петербург ), общение там с интересными людьми. Но была ещё одна, тайная мечта, связанная с его давним увлечением сочинительством. Он решил обязательно уехать из дремотного, скучного Симбирска. И не уехал. Симбирский губернатор настойчиво просил Гончарова занять должность его секретаря. После раздумий и колебаний, Гончаров принимает это предложение, а дело оказалось скучным и неблагодарным. Однако эти живые впечатления от механизма бюрократической системы впоследствии сгодились Гончарову - писателю. После одиннадцати месяцев пребывания в Симбирске он уезжает в Петербург. Гончаров решил собственными руками, без чьей либо помощи строить своё будущее. По приезду в столицу он подался в департамент внешней торговли министерства финансов, где ему предложили должность переводчика иностранной переписки. Служба оказалась не очень обременительной. Она в какой - то мере материально обеспечивала Гончарова и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения.

НАЧАЛО ТВОРЧЕСТВА Постепенно начинается серьёзное творчество писателя. Оно формировалось под влиянием тех настроений, которые побуждали молодого автора всё более иронически относиться к царившему в доме Майковых романтическому культу искусства. 40- е годы начало расцвета творчества Гончарова. Это была важная пора как в развитии русской литературы, так и в жизни русского общества в целом. Гончаров знакомится с Белинским, часто бывает у него на Невском проспекте, в доме Литераторов. Здесь в 1846 году Гончаров читает критику к своему роману Обыкновенная история [2]. Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя. Гончаров и сам засвидетельствовал в одном из писем, какую роль для него сыграл Белинский : Только когда Белинский регулировал весь вчерашний хаос вкусов, эстетических и других понятий и проч., тогда и взгляд на этих героев пера ( Лермонтова и Гоголя ) стал определённее и строже. Явилась сознательная критика …

В своих « Заметках о личности Белинского » Гончаров с симпатией и благодарностью рассказал о своих встречах с критиком и о его роли как « публициста, эстетического критика и трибуна, провозвестника новых грядущих начал общественной жизни ». Весной 1847 года на страницах « Современника » публикуется « Обыкновенная история ». В романе конфликт между « реализмом » и « романтизмом » предстаёт как существенная коллизия русской жизни. Гончаров назвал свой роман « Обыкновенная история », тем самым он подчеркнул типичность процессов, которые отразились в этом произведении.

СЛУЖБА В КАЧЕСТВЕ ЦЕНЗОРА После путешествия Гончаров вернулся в департамент министерства финансов, но оставался здесь недолго. Вскоре ему удалось получить место цензора. Должность эта была хлопотливая и трудная, но преимущество её перед прежней службой состояло в том, что она по крайней мере была непосредственно связана с литературой. Однако в глазах многих новая должность ставила Гончарова в двусмысленное положение. Представление о цензоре как о тупом и жестоком гонителе вольной мысли глубоко укоренилось в прогрессивных слоях общества. Уже у Пушкина в « Послании к цензору » читаем : О варвар ! Кто из нас, владельцев русской лиры, Не проклинал твоей губительной секиры ? Вскоре и сам Гончаров стал тяготиться должностью цензора и в 1867 году вышел в отставку. Помимо всего прочего, трудная и хлопотливая служба мешала собственным литературным занятиям писателя. К этому времени Гончаров уже опубликовал роман « Обломов ».

РАСЦВЕТ ТВОРЧЕСТВА 1859 году в России впервые прозвучало слово « обломовщина ». Через судьбу главного героя своего нового романа Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова ещё и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего « прогресса ». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы. Выход в свет « Обломова » и громадный успех его у читателей принесли Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей. Он начал работу над новым произведением романом « Обрыв ». Однако надо было ещё и как - то зарабатывать деньги : покинув пост цензора, Гончаров жил « на вольных хлебах ». В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты « Северная почта », являвшейся органом министерства внутренних дел. Гончаров работал здесь около года, а затем был назначен на должность члена совета по делам печати. Снова началась его цензорская деятельность, причём в новых политических условиях она приобрела явно консервативный характер. Гончаров причинил много неприятностей « Современнику » Некрасова и писаревскому « Русскому слову », он вёл открытую войну против « нигилизма », писал о « жалких и несамостоятельных доктринах материализма, социализма и коммунизма », то есть активно защищал правительственные устои. Так продолжалось до конца 1867 года, когда он по собственному прошению вышел в отставку, на пенсию.

Теперь можно было снова энергично взяться за « Обрыв ». К тому времени Гончаров исписал уже много бумаги, а конца романа всё ещё не видел. Надвигавшаяся старость всё более пугала писателя и отвращала его от работы. Гончаров однажды сказал об « Обрыве »: « это дитя моего сердца ». Автор трудился над ним целых двадцать лет. Временами, особенно к концу работы, он впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение. В 1868 году Гончаров писал Тургеневу : Вы спрашиваете, пишу ли я : да нет ; может быть, попробовал бы, если б не задался давно известной Вам, неудобоисполнимой задачей, которая, как жернов, висит у меня на шее и мешает поворотиться. Да и какое писанье теперь в мои лета. В другом месте Гончаров заметил, что, закончив третью часть « Обрыва », « хотел оставить вовсе роман, не дописывая ». Однако же дописал. Гончаров отдавал себе отчёт в том, произведение какого масштаба и художественного значения он создаёт. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довёл роман до конца. « Обрыв » завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов Гончарова отразил определённый этап исторического развития России. Для первого из них типичен Александр Адуев, для второго Обломов, для третьего Райский. И все эти образы явились составными элементами одной общей целостной картины угасающей эпохи крепостничества.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ИВАНА ГОНЧАРОВА « Обрыв » стал последним крупным художественным произведением Гончарова. Но после конца работы над произведением, жизнь его сложилась очень трудно. Больной, одинокий, Гончаров часто поддавался душевной депрессии [4]. Одно время мечталось ему даже взяться за новый роман, « если старость не помешает », как писал он П. В. Анненкову. Но не приступил к нему. Он всегда писал медленно, натужно. Не раз жаловался, что не может быстро откликаться на события современной жизни : они должны основательно отстояться во времени, и в его сознании. Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение.

Гончаров продолжал жить в атмосфере литературных интересов, интенсивно переписываясь с одними писателями, лично общаясь с другими, не оставляя и творческой деятельности. Он пишет несколько очерков : « Литературный вечер », « Слуги старого века », « Поездка по Волге », « По восточной Сибири », « Май месяц в Петербурге ». Некоторые из них были опубликованы посмертно. Следует отметить ещё ряд замечательных выступлений Гончарова в области критики. Такие, например, его этюды, как « Мильон терзаний », « Заметки о личности Белинского », « Лучше поздно, чем никогда », давно и прочно вошли в историю русской критики в качестве классических образцов литературно - эстетической мысли.

Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 (24) сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась стремительно, и в ночь на 15 сентября он умер от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Иван Александрович был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро - Невской лавры ( в 1956 году перезахоронен, прах писателя перенесли на Волково кладбище ). В некрологе, опубликованном на страницах « Вестника Европы », отмечалось : « Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе » В Ульяновске именем Гончарова названа центральная улица города, существует музей Гончарова, памятники, мемориальная беседка. В Екатеринбурге именем Гончарова названа маленькая улочка, впоследствии перекрытая многоуровневой парковкой ТЦ Карнавал.