Изучение читательского интереса подростков. Руководитель: Кельдышева Татьяна Юриевна. Составитель: Золотарева Анна Альбертовна, ученица 10 класса МОУ Понинская СОШ.
Сегодня в основе грамотности лежит читательская деятельность, от умений и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе.
Доля систематически читающей молодежи сократилась в нашей стране с 48% в 1991 году до 18% в 2012 году. По статистике, в семидесятые годы ХХ века домашним чтением занимались 80% семей, сегодня- всего 7%.
увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю; утрачиваются традиции семейного чтения; снижается интерес населения к печатной прессе; ухудшается владение родным языком; снижается уровень грамотности населения;
издательская политика смещается в сторону выпуска литературы сниженной информационной ценности; расхождение между читательским спросом и возможностями библиотек; в обществе нарастает представление о том, что роль книги уменьшается в сравнении с Интернетом и вообще сойдет на нет при полном развитии его возможностей.
Проблема нашей исследовательской работы:заметное снижение интереса к чтению учащихся МОУПонинская СОШ,несмотря на активную пропаганду чтения учителями литературы и библиотекарями.
Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что именно книга поможет овладеть необходимой информацией для полноценного развития личности, научит выражать свои мысли, думать, анализировать события и поступки людей,что так необходимо сформировать у подростков сейчас, еще учась в школе, готовя себя к дальнейшей самостоятельной жизни.
Гипотеза: действительно ли современный подросток сегодня отводит меньше времени на чтение, что приводит к снижению читательского интереса;действительно ли в развивающейся медиасреде нет места книге.
Объектом исследования являются учащиеся 5-11 классов МОУ «Понинская средняя общеобразовательная школа».
Предмет исследования: данные анкетирования учащихся, читательские формуляры, изучение информационных статей книг и журналов.
Цель работы: выявить причины понижения интереса учащихся к чтению; определить пути решения по повышению интереса к чтению.
Задачи работы: изучить литературу по данной теме; изучить читательский интерес подростков лет; сравнить направленность и систематичность чтения учеников разных возрастов; определить роль библиотеки и современной медиасреды в формировании читательского интереса.
Методы: анкетирование; математические методы обработки результатов исследований; работа с печатными изданиями журнала «Школьная библиотека»; анализ данных школьной и детской библиотеки.
Практическая значимость работы заключается в следующем: материалы исследования помогут определить круг чтения современного подростка; данные исследования могут быть использованы на уроках, классных часах и беседах о значимости чтения, на родительских собраниях.
вместо чтения книг многочасовое сидение перед телевизором и компьютером; доступность любой информации в Интернете; нет личного примера в семье к привитию интереса к чтению (не все родители читают художественную литературу); материальный недостаток в семье вызывает нежелание духовно обогащать себя и своих детей, создавать домашнюю библиотеку (покупка книг, выписка периодических изданий);
много времени уделяется школьниками оказанию помощи родителям по ведению домашнего хозяйства, что приводит к нехватке времени на свободное чтение; неумение подростком выбрать книгу, соответствующую возрасту и интересам; принудительное чтение со стороны школы отрицательно сказывается на его качестве; снижение престижа чтения (читать - не модно); бедный фонд школьных и детских библиотек.
Вариант ответа Девочки %Мальчики % Да Нет
Вариант ответа Количество ответов % Книги Что-то в Интернете Журналы Газеты 15 16
Жанры Количество выборов % Классика Фантастика (фэнтези) Приключения Детективы Ужасы Комедии, юмористические 29 30
Наименование книги Количество выборов % Сказки А.С.Пушкина 10 Гарри Поттер 6 6,3 Приключения Тома Сойера 6 6,3 Евгений Онегин 4 4,2 Сумерки 2 2,1 Чучело 2 2,1 Нет 65 68
Наименование книги Количество выборов % И.С.Тургенев «Муму» 11 В.Железников «Чучело» 7 7,4 В.Шекспир «Ромео и Джульетта» 5 5,2 А.С.Пушкин «Евгений Онегин» 13 13,6 А.С.Пушкин «Капитанская дочка» 6 6,3 Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» 10 10,5 Нет ответа 43 45
Причины Количество выборов % Не понимаю 15 15,7 Неинтересно 11 11,5 Большой объём 5 5,2 Нравится Нет ответа 28 29
Причины Количество выборов % Круг предлагаемых книг неинтересен 12 12,6 Нехватка времени Телевизор, компьютер 10 10,5 Лень Занят работой по дому 5 5,3 Нет ответа 18 19
Ответы Количество выборов % Да Нет Иногда Домашняя библиотека 14 15
Цель Количество выборов % Взять книгу к уроку Провести время 8 8,4 Полистать журналы, книги 12 12,6 Узнать что-то новое Пообщаться с библиотекарем 10 10,5
Количество книг Количество выборов % От 1 до 10 книг От 11 и больше 9 9,5 Не читали 26 27
Ответы Количество выборов % Книга нужнее, чем компьютер Книга не нужна Нужна и книга, и компьютер 18 19
Старая модель чтения и новая различны, но цель их одна: помочь подростку найти ответы на интересующие вопросы, предоставить информацию, да и просто найти себе друга в интенсивно развивающемся обществе.