Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» ( материалы для обобщающего занятия)
Исследование Игры, проводимые на уроках литературы, облегчают понимание произведения, вызывают у ребят интерес, создают атмосферу соревнования, помогают внимательнее изучать текст произведения. Игры, проводимые на уроках литературы, облегчают понимание произведения, вызывают у ребят интерес, создают атмосферу соревнования, помогают внимательнее изучать текст произведения.
Игры, которые могут быть предложены при изучении поэмы «Мёртвые души» 1. Игра «Детективы» Найдите в тексте произведения биографические данные Чичикова: Найдите в тексте произведения биографические данные Чичикова: 1) происхождение: «Родители его были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает»; 2) детские годы: «Жизнь при начале взглянула на него как-то кисловато - неприютно …ни друга, ни товарища в детстве!» 3) наставление отца: « Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными…больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего…;
4) учёба в училище: «Он вдруг смекнул и повел себя в отношении к товарищам точно таким же образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же»; 5) служба: «В казенной палате, работа на таможне, идея о скупке «мёртвых душ». 6) Характеристика другими персонажами. До появления сплетни Чичиков положительно оценивается всеми персонажами. 7) «Говорящая фамилия». Фамилия Чичиков напоминает чирикание воробья, создает эффект подпрыгивания, пощелкивания. 8) «Живая» душа Чичиков или «мёртвая»?
2. Игра «Кто быстрее?» 1) Учащиеся подбирают из произведения описание персонажа поэмы по предложенному портрету. 2) По описанию жилища героев поэмы определите, кому оно принадлежит. 3. Игра «Чёрный ящик». Учащимся предлагается портретное описание какого-нибудь персонажа, они должны определить портрет какого героя находится в чёрном ящике. Учащимся предлагается портретное описание какого-нибудь персонажа, они должны определить портрет какого героя находится в чёрном ящике. 4. Игра «Угадай, кто я?» Кому из героев поэмы принадлежат характерные для них слова и словечки: Кому из героев поэмы принадлежат характерные для них слова и словечки:
1. «Разинь, душечка, ротик», «препочтенейший, прелюбезнейший», «майский день», «именины сердца»… (Манилов) (Манилов) 2. «Острил зубы на мордаша», «черта лысого получишь», «скандальозно», «во рту словно эскадрон ночевал». (Ноздрёв) (Ноздрёв) 3. «Это все мошенники, мошенник на мошеннике сидит мошенником погоняет». (Собакевич) (Собакевич) 4. «Почёл за долг познакомиться и принести лично свое почтение…», «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку». (Чичиков) (Чичиков)
5. Игра «Художники - оформители». Нарисовать композиционную схему поэмы «Мёртвые души». Композиционные звенья Композиционные звенья ПЕРВОЕ ВТОРОЕ ТРЕТЬЕ Главы 2-6 Главы 7-10 Глава 11 приезд Чичикова в приезд Чичикова в губернский город N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры. губернский город N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры. изображение жизни изображение жизни российских помещиков. российских помещиков. Глава 1 Главы 2-6
изображение губернского города, изображение губернского города, мира чиновников. мира чиновников. повествование о жизненной судьбе повествование о жизненной судьбе героя поэмы – Чичикова. героя поэмы – Чичикова.Изобразитепринципкомпозиционногопостроенияпроизведения Главы 7-10 Глава 11 Вся Россия Усадьбы помещиков Город
6. Кроссворд «Персонажи поэмы». По горизонтали: 1. «Господин, не красавец, но недурной наружности, не слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод». 4. «Ну, баба, кажется, крепколобая», «дубиноголовая». 4. «Ну, баба, кажется, крепколобая», «дубиноголовая». По вертикали: 2. «Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан…». 3. «Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя… фрак на нем был совершенно медвежьего цвета…» 5. «Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». 6. «…мужик это или баба», «платье неопределенное», на голове колпак, халат сшит неизвестно из чего». 5. «Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». 6. «…мужик это или баба», «платье неопределенное», на голове колпак, халат сшит неизвестно из чего».
М а нСП Чичиковл лбю оа Нш в Коробочка ези вдн ир чё в
7. Игра «Журналисты – телевизионщики». Из учащихся выбираются журналист и оператор, они берут интервью у учащихся, которые должны кратко изложить сюжет произведения и выразить свое отношение к произведению, а также соотнести картину конца 20-х – начала 30-х годов периода крепостничества в России с сегодняшним днем. Из учащихся выбираются журналист и оператор, они берут интервью у учащихся, которые должны кратко изложить сюжет произведения и выразить свое отношение к произведению, а также соотнести картину конца 20-х – начала 30-х годов периода крепостничества в России с сегодняшним днем.
8. Игра «Кто самый внимательный?» 1. Как звали сыновей Манилова? (Фемистоклюс и Алкид) (Фемистоклюс и Алкид) 2. Жена какого персонажа могла подарить к празднику «какой-нибудь бисерный чехольчик на зубочистку?» (Жена Манилова) (Жена Манилова) 3. Кто из персонажей начинает торг за мертвых крестьян по 100 рублей за штуку, а сходится на трех рублях? (Собакевич) (Собакевич) 4. Назовите блюда, подаваемые Чичикову в гостях у помещиков. (у Манилова – баранья нога; (у Манилова – баранья нога; у Ноздрева –мадера заправлена ромом; у Собакевича – ватрушки больше тарелки, у Ноздрева –мадера заправлена ромом; у Собакевича – ватрушки больше тарелки, индюк ростом с теленка; индюк ростом с теленка; у Плюшкина – сухарь из кулича). у Плюшкина – сухарь из кулича). 5. Кто из помещиков даже с близкими друзьями мог «начать гладью, а кончить гадью»? (Ноздрев) (Ноздрев) 6. У кого из помещиков мужики носят странные фамилии? (у Коробочки) (у Коробочки) 7. Сколько денег Чичиков хотел выручить, заложив крестьян? (двести тысяч капиталу) (двести тысяч капиталу)
9. Игра «Лестница» Восстановите последовательность деградации помещиков в произведении Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Лестница деградации помещиков в поэме Плутовство, авантюризм Беспочвенное мечтательство Тупое хозяйствование Хвастливость, наглость Кулачество,г рубость Скупость, ненасытная жадность Мёртвые души Чичиков Манилов Коробочка Ноздрёв Собакевич Плюшкин
10. Нарисуйте схему общей картины жизни России, изображенную Гоголем в поэме, используя данные слова, словосочетания, фразы: Праздность; пустота существования; понятие о красоте – «пёстро - не пёстро»; солидность человека определяется по его состоянию, как он сморкается и повязывает галстук; нормы поведения – «как должно»; неустроенность; грязь; запустение; бюрократия; продажность; чинопочитание; воровство; круговая порука; «мрут, как мухи».
Праздность Пустота существования Понятие о красоте – «пёстро - не пёстро» Солидность человека определяется по его состоянию, как он сморкается и повязывает галстук Нормы поведения – «как должно» Общая картина жизни России в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» Губернская Неустроенность Грязь Запустение Помещичья Чиновничья Бюрократия Продажность Чинопочитание Воровство Круговая порука Крестьянская «мрут, как мухи»
Выводы Выводы Проведённая мною работа позволяет сделать вывод, что изучение такого сложного произведения, как «Мёртвые души» может превратиться в игру. Проведённая мною работа позволяет сделать вывод, что изучение такого сложного произведения, как «Мёртвые души» может превратиться в игру. Игровая деятельность позволила научить более плодотворно работать с книгой, с текстом художественного произведения, вызывая положительные эмоции, изменило отношение к учёбе в целом. Игровая деятельность позволила научить более плодотворно работать с книгой, с текстом художественного произведения, вызывая положительные эмоции, изменило отношение к учёбе в целом.
Литература 1 Лион П.Э., Лохова Н.М. «Литература. Для школьников старших классов и поступающих в вузы» - М., «Дрофа», 2000., 588 с. 1 Лион П.Э., Лохова Н.М. «Литература. Для школьников старших классов и поступающих в вузы» - М., «Дрофа», 2000., 588 с. 2..Кучина Т.Г., ЛеденёвН.Т. «Контрольные и проверочные работы по литературе», М., «Дрофа» г, 232 с. 2..Кучина Т.Г., ЛеденёвН.Т. «Контрольные и проверочные работы по литературе», М., «Дрофа» г, 232 с. 3. Михайлова И.М. «Тесты по литературе», М., «Дрофа», 358 с. 3. Михайлова И.М. «Тесты по литературе», М., «Дрофа», 358 с. 5. Золотарева И.В., Егорова Н.В., «Поурочные разработки по литературе 9 класс» - М., «Вако», 2005 г, 415 с. 5. Золотарева И.В., Егорова Н.В., «Поурочные разработки по литературе 9 класс» - М., «Вако», 2005 г, 415 с. 6. Фадеева Т.М.«Тематическое и поурочное планирование по литературе 10 класс» - М., 2005 г, 255 с. 6. Фадеева Т.М.«Тематическое и поурочное планирование по литературе 10 класс» - М., 2005 г, 255 с. 7. «Большая школьная энциклопедия», т. 2 / Под ред. В.В.Сперантов, Э.Л.Безносов и др. - М.,2004 г, 702 с. 7. «Большая школьная энциклопедия», т. 2 / Под ред. В.В.Сперантов, Э.Л.Безносов и др. - М.,2004 г, 702 с.