«Рио+20», устойчивое развитие и торговля Ольга Понизова, «Эко-Согласие», 7 июня 2011 г.
СОВРЕМЕННАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ Глобализация – отличительная черта нашего времени. Растет взаимосвязь экономик Торговля растет опережающими темпами, в том числе по отношению к ВВП Факторы: развитие современных средств связи, информационные технологии + снижение препятствий для международной торговли.
Преимущества участия в международной торговле: интенсификация воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах; повышение занятости; стимулы к совершенствованию производства; экспортная выручка; население получает больше товаров, более дешевых товаров; производители получают больше факторов производства.
Тенденции развития современной мировой торговли: Ускорение темпов, появление новых товаров и отраслей; Опережающий рост международной торговли по сравнению с экономическим ростом; Изменение географии международной торговли (рост новых индустриальных стран); Товарная структура: увеличение доли высоких технологий, услуг, объектов интеллектуальной собственности. Развитие Интернет-коммерции.
ТОРГОВЛЯ – ОГРОМНАЯ СИЛА: все больше стран начинают видеть в торговле и инвестициях стержень своей стратегии развития, торговые интересы приобретают все большее значение для формирования экономической и внешней политики; зависимость стран от международного товарообмена значительно повысилась – что потенциально может создавать множество проблем, например, в таких областях, как продовольственная безопасность. Торговля влияет на нашу жизнь и деятельность
В то же время – обострение проблем: Бедность; неравенство в распределении доходов как между странами, так и внутри стран; изменения к окружающей среде (деградация экосистем, потеря биоразнообразия, исчезновение лесов, изменение климата).
Торговля влияет на все аспекты устойчивого развития Торговля может быть существенным двигателем экономического роста, роста благосостояния народа, а также может способствовать улучшению состояния окружающей среды. Могут быть и отрицательные эффекты от развития торговли (сдерживание роста, банкротства, бедность, истощение природных ресурсов и рост загрязнения….) Это зависит от правил международной торговли и национальной политики Экологические меры также влияют на торговлю Многое зависит от правил торговли и национальной политики.
МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ ГАТТ – 1947;ВТО – 1995: – способствует снятию торговых барьеров и стимулирует торговлю; – Основана на правилах; – Механизм разрешения споров – Совместная выработка правил. На самом деле – система сложная и противоречивая, не все равны,
ВТО: 153 члена (в ООН государства) Наблюдателей – 31 страна (Афганистан,Афганистан,Алжир,Андорра,Азербайджа н,Багамские острова,Беларусь, Бутан,Босния и Герцеговина, Коморские острова, Экваториальная Гвинея,Эфиопия, Ватикан,Иран,Ирак,Казахстан,Лаос,Ливан, Либерия,Ливия,Черногория,Россия,Самоа,Сан-Томе и Принсипи,Сербия,Сейшельские острова,Судан, Сирия,Таджикистан,Узбекистан,Вануату,Йемен) "Эко-Согласие"
СТРАНЫ СНГ В ВТО: Кыргызстан ( ), Грузия ( ), Молдова ( ), Армения ( ), Украина ( )– члены; Азербайджан (1997), Беларусь (1993), Казахстан (1996), Россия (1993), Таджикистан (2001), Узбекистан (1994) – на стадии вступления. "Эко-Согласие"
Проблемы присоединения к ВТО: Сложный процесс «экономической дипломатии», выторговывания условий (в отличии от более простого процесса в других международных организациях) Нет четких, объективных, прозрачных правил присоединения Проблемы нахождения консенсуса Страны не участвовали в выработке правил ВТО ранее Закрытость процесса "Эко-Согласие"
Специфические трудности стран CНГ, вступающих в ВТО: правила ВТО не предусматривают особых режимов для стран с переходной экономикой; лишены преимуществ стран, которые стали членами в ходе Уругвайского раунда противостояние коалиций стран членов-ВТО; недостаточный потенциал и сила институтов управления; недостаточное экспертное обоснование; недостаток межсекторального сотрудничества (государства, бизнеса, гражданского общества, науки); недостаточное использование международной помощи (недостаточно, направления не всегда формируются самими странами); языковые трудности. "Эко-Согласие"
Проблемы на национальном уровне: Недостаток информации и знаний о функционировании ВТО; Недостаток анализа и дискуссий в обществе с точки зрения устойчивого развития Недостаток знаний о функционировании ВТО. "Эко-Согласие"
Возможные плюсы вступления в ВТО: Получение лучших условий для доступа национальной продукции на иностранные рынки; Расширение возможностей для национальных инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере Доступ к международному механизму разрешения споров; Создание более благоприятного делового климата; Создание условий для повышения качества и конкурентоспособстности отечественной продукции. "Эко-Согласие"
Возможные минусы/опасения в связи с вступлением в ВТО: Недостаточная конкурентоспособность национального производства может привести к разорению национальных производителей и росту безработицы. облегчение доступа на рынок для иностранных товаров и услуг может осложнить развитие ряда национальных отраслей, производящих товары и услуги, особенно тех из них, которые в настоящее время уже переживают трудности. Государство может потерять рычаги воздействия на определенные направления Рост экономики и торговли, вследствие вступления в ВТО, может способствовать росту загрязнения окружающей среды и истощению природных ресурсов. "Эко-Согласие"
Россия и ВТО История процесса: 1947 – не присоединились к ГАТТ 1993 подал заявку, 1995 начались переговоры
Россия и ВТО: основные проблемы Уровень поддержки сельского хозяйства; Разногласия по тарифам, в том числе по самолетам, автомобилям, железу, стали, алюминию. Доступ на рынок услуг (банковские, страховые, телекоммуникации, транспорт) Энергетические цены Таможенное администрирование, стандартизация, сертификация, применение санитарных мер, валютного контроля и регулирования. «ВТО+» - ТРИПС, присоединение к необязательным соглашениям.
Влияние вступление в ВТО для уже присоединившихся стран: В краткосрочном плане не наблюдается негативного эффекта; В краткосрочном плане не наблюдается ярко выраженного позитивного эффекта непосредственно от факта выступления в ВТО; Улучшено законодательства, созданы предпосылки для долгосрочного положительного эффекта; Участие в выработке новых торговых правил (раунд Доха); Участие в переговорах о вступлении в ВТО других стран (с учетом своих национальных интересов). "Эко-Согласие"
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ МАКСИМАЛЬНЫХ ВЫГОД ОТ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО: 1)Благоприятные условия вступления: (способствующих устойчивому развитию, но не ограничивающих возможности применять меры для решения насущных экономических, экологических и социальных проблем); 2) Участие в выработке правил международной торговли на основе интересов стран; 3) Разработка эффективной национальной политики на основе дискуссий с бизнесом и гражданским обществом. "Эко-Согласие"
Процесс Рио: этапы 1972 – конференция по окружающей человека среде (Стокгольм) * 1987 – доклад Брудтланд (понятие устойчивого развития 1992 – Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио («Повестка дня на 21 век», конвенции по климату, биоразнообразию, леса) Рио +5 Цели развития тысячелетия Рио+10: Всемирный саммит по устойчивому развитию (Йоганнесбург) – План действий (2002) Рио
Ценность процесса Рио: Это мощный импульс для осмысления, понимания реалий современного мира, угроз его существованию и путей к разрешению кризиса, практическим действиям на всех уровнях. Проблема: не удалось повернуть вспять опасные тенденции.
«Рио+20» обзор хода выполнения предыдущих обязательств в области устойчивого развития; новые проблемы; ****************************************** 1) экологизация экономики в контексте ликвидации нищеты и устойчивого развития; 2) институциональная база устойчивого развития.
На пути к Рио+20: Сам саммит – всего 3 дня. САМОЕ ГЛАВНОЕ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: 1 подготовительных комитета,межсессионные встречи Различные встречи по секторам; Дискуссии в Интернете; Региональная встреча ЭСКАТО, ЕЭК ООН (декабрь 2011 г.) Встреча ВЕКЦА (осень 2011 г.?) * Конференция Министров ЕЭК ООН в Астане (центральные темы - «зеленая экономика» и вода)
Процесс Рио+20 На глобальном, региональном (регионы ООН), национальном уровнях С широким вовлечением различных секторов общественности (в том числе молодежных, женских групп, НПО,научного сообщества, бизнеса, профсоюзов, фермеров, коренных народностей, местных властей)
Институциональные рамки: Это организации, институты, механизмы, направленные на решение проблем ОС и УР; ЮНЕП Комиссия ООН по устойчивому развитию В последние годы система развивалась, круг ключевых вопросов возрос на всех уровнях Многие экономические организации стали заниматься ООС и экологические – вопросами развития
ПРОБЛЕМЫ: Система чрезвычайно сложная Дублирование функций, недостаток координации Трудности распределения финансов, неэффективность Проблемы на национальном уровне
«Зеленая экономика» в контексте искоренения бедности и перехода к устойчивому развитию точного официального определения нет ЮНЕП: «зеленая экономика» - система видов экономической деятельности, связанных с производством, распределением и потреблением товаров и услуг, которые приводят к повышению благосостояния человека в долгосрочной перспективе, при этом не подвергая будущие поколения воздействию значительных экологических рисков или экологического дефицита Акцент на экономический аспект + взаимодополнение (не компромисс!)
ЗЭ – перераспределение финансовых ресурсов Нужно всего лишь 2% ВВП Перераспределение ресурсов (например. Устранение неэффективных субсидии) Опасения необоснованы – «зеленая экономика в перспективе даст больше рабочих мест и роста экономики, чем старая «коречневая» Хотя в первые годы возможно некоторое замедление
Торговля и «зеленая экономика» Субсидии – неэффективные субсидии Налоги Регулятивные меры, стандарты и запреты Устранение торговых барьеров для экологических товаров и услуг
Торговля и зеленая экономика Увеличение финансирования инноваций Стимулы для инвестиций Обусловленная поддержка Передача технологий (ТРИПС) «Зеленые» государственные закупки
Торговля и «зеленая экономика» Опасность протекционизма снижение конкурентоспособности Соответствие правилам ВТО Ко всем странам одинаковый подход Необходимо искать проекты «тройного выигрыша»