Стр. 1 АНО «Социологическая мастерская Задорина» (Исследовательская группа ЦИРКОН) При поддержке Московского Центра Карнеги Экономический кризис и проблемы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стр. 1 АНО «Социологическая мастерская Задорина» (Исследовательская группа ЦИРКОН) При поддержке Московского Центра Карнеги Общественный запрос на организованные.
Advertisements

1 «Третий сектор» в России: текущее состояние и перспективы развития Исследовательская группа ЦИРКОН Задорин И.В., Презентация на семинаре «Полития»,
ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 1 Исследовательская группа ЦИРКОН Социально-политическая активность молодежи Презентация выступления на семинаре «Полития», РОПЦ,
1 Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы Исследовательская группа ЦИРКОН По заказу Агентства социальной информации в.
Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
Ценностные ориентации российской молодежи ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 1 Исследовательская группа ЦИРКОН Ценностные ориентации российской молодежи: идеологические.
Настоящие исследования для профессионалов и вдумчивых потребителей Отчет о результатах исследования Сентябрь 2012.
Результаты экспертного опроса «КСО проекты украинских компаний в современных условиях» Результаты экспертного опроса «КСО проекты украинских компаний в.
Народ Человек, его права и свободы Признание, соблюдение и защита прав и свобод Многонациональный народ Демократия Федерация Республика Законодательная,
ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ «ВЛАСТЬ-МЕДИА-ОБЩЕСТВО» По результатам всероссийских опросов ВЦИОМ сентября-октября 2010 г.
1 НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА Исследовательская группа ЦИРКОН Результаты социологического исследования По инициативе.
Динамика электоральных настроений населения России Фрагменты презентации на семинаре в МАИБ 31/10/2011 Задорин И.В. 1.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Россия, Белоруссия, Украина: кто сильнее пострадал от мирового финансового кризиса?
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
ЦИРКОН, 2005 г. Стр. 1 Исследовательская группа ЦИРКОН Качество и качества Власти: восприятие населения Презентация на семинаре «Полития» Предварительные.
Типовые расчёты Растворы
Стр. 1 Ассоциация региональных социологических центров «Группа «7/89» Компания OMI Russia Исследовательская группа ЦИРКОН Территориальная и социально-
Люди, деньги и работа: социально-экономические итоги 2008 года.
Транксрипт:

Стр. 1 АНО «Социологическая мастерская Задорина» (Исследовательская группа ЦИРКОН) При поддержке Московского Центра Карнеги Экономический кризис и проблемы защиты прав трудящихся в России Презентация основных результатов всероссийского опроса населения (март 2009)

Стр. 2 Введение Настоящий документ представляет собой презентацию предварительных результатов всероссийского зондажа общественного мнения по теме «Защита трудовых прав граждан в условиях финансового кризиса», проведенного Исследовательской группой ЦИРКОН в марте 2009 г. при поддержке Московского центра Карнеги (Московского представительства Фонда Карнеги за Международный Мир) и при участии Компании Online Market Intelligence (дополнительный опрос группы «среднего класса»). Объект исследования: Взрослое население Российской Федерации (от 18 лет и старше). Методика исследования Методической основой исследования являлся выборочный опрос населения РФ по репрезентативной выборке. Опрос реализован посредством включения блока вопросов по теме исследования во всероссийский омнибус «КВАРТА-09.1». Объем выборочной совокупности всероссийского омнибуса составил 1603 респондентов. Выборочная совокупность репрезентирует население РФ по параметрам пола, возраста, образования, типу населенного пункта и географии проживания. Метод опроса – личное формализованное интервью по месту жительства. Впервые одновременно с общенациональным опросом населения по аналогичной анкете был реализован онлайн опрос участников Интернет-панели компании OMI Russia из числа представителей т.н. «передовых групп» (с высоким доходом, высокой самооценкой социального статуса и материального положения, высоким уровнем Интернет-активности). Объем выборочной совокупности онлайн-панели составил 548 респондентов. Время исследования С 19 по 27 марта 2009 г.

Стр. 3 Динамика социального самочувствия населения в условиях кризиса

Стр. 4 Источник: Всероссийский опрос, март 2009 г., ЦИРКОН Социальный адаптация

Стр. 5 Социальный адаптация Источник: Всероссийский опрос, ЦИРКОН, онлайн опрос, OMI Russia, март 2009 г.

Стр. 6 Социальный оптимизм Источник: Всероссийский опрос, март 2009 г., ЦИРКОН

Стр. 7 Социальный оптимизм Источник: Всероссийский опрос, ЦИРКОН, онлайн опрос, OMI Russia, март 2009 г.

Стр. 8 Источник: Всероссийский опрос, март 2009 г., ЦИРКОН Самооценка материального положения

Стр. 9 Самооценка материального положения Источник: Всероссийский опрос, март 2009 г., ЦИРКОН

Стр. 10 Выводы: Кто больше всего пострадал от кризиса? «Кризисный удар» по среднему классу: миф или реальность? 1. Согласно данным опроса, в условиях финансово- экономического кризиса некоторые показатели социального самочувствия россиян имеют тенденцию к снижению, хотя это снижение пока нельзя признать «критичным». 2. Данные массового зондажа свидетельствуют о том, что за период с июня 2008 г. кризис заметно сказался на социальном самочувствии примерно 20% россиян. 3. Исследование не подтвердило широко представленные в СМИ утверждения, что больше всего от кризиса пострадал «средний класс». Уровень неудовлетворенности текущей ситуацией высказали в ходе опроса немногим более 20% опрошенных представителей т.н. «передовых групп», и только 5% респондентов участников он-лайн опроса ожидают ухудшения ситуации в ближайший год.

Стр. 11 Восприятие финансового кризиса

Стр. 12 Уровень информированности о финансовом кризисе Источник: Всероссийский опрос, март 2009 г., ЦИРКОН

Стр. 13 Представления о продолжительности финансового кризиса Источник: Всероссийский опрос, март 2009 г., ЦИРКОН

Стр. 14 Сбережения Источник: Всероссийский опрос, март 2009 г., ЦИРКОН 41%

Стр. 15 Динамика оценок населением течения экономического кризиса

Стр. 16 Занятость Источник: Всероссийский опрос, декабрь 2008 г., ЦИРКОН 53%53% 43%

Стр. 17 Изменение положения дел на предприятии Источник: Всероссийский опрос, ЦИРКОН

Стр. 18 Изменения ситуации на предприятии Источник: Всероссийский опрос, ЦИРКОН

Стр. 19 Социальные коммуникации в период экономического кризиса

Стр. 20 Динамика уровня информированности о забастовках Источник: Всероссийский опрос, ЦИРКОН

Стр. 21 Динамика уровня информированности о массовых увольнениях Источник: Всероссийский опрос, ЦИРКОН

Стр. 22 Источники информации о массовых увольнениях Источник: Всероссийский опрос, ЦИРКОН

Стр. 23 Обсуждение проблемы защиты трудовых прав работников Источник: Всероссийский опрос, март 2009 г., ЦИРКОН

Стр. 24 Обсуждение проблем соблюдения трудовых прав работников Источник: Всероссийский опрос, ЦИРКОН, онлайн опрос, OMI Russia, март 2009 г.

Стр. 25 Выводы: Социальные коммуникации в российском обществе как элемент гражданского общества и фактор протестной мобилизации 1. Довольно значительная часть россиян включена в коммуникации по поводу трудовых прав работников: около 40% россиян в последнее время обсуждала эти проблемы в семье, более трети работающих (36%) – в трудовых коллективах. В сети Интернет встречали обсуждения проблемы трудовых прав и обсуждали их только 5% россиян (чаще это молодежь и россияне с высшим образованием). 2. Граждане, допускающие для себя возможность участия в акциях протеста, в большей степени включены в коммуникации по поводу защиты трудовых прав. Например, среди «допускающих» участвовали в обсуждениях на работе 46%, среди «не допускающих» - 29%; в обсуждениях в семье – соответственно 53% и 33%. 3. Представители «передовых групп» весьма активно включены в коммуникации по вопросам соблюдения трудовых прав: половина из них признались, что участвовали в обсуждениях в коллективе, 70% - в семье, каждый четвертый – в сети Интернет.

Стр. 26 Потенциал социального протеста

Стр. 27 Участие в акциях протеста Источник: Всероссийский опрос, март 2009 г., ЦИРКОН

Стр. 28 Готовность участвовать в акциях протеста Источник: Всероссийский опрос, март 2009 г., ЦИРКОН

Стр. 29 Готовность участвовать в акциях протеста Источник: Всероссийский опрос, ЦИРКОН, онлайн опрос, OMI Russia, март 2009 г.

Стр. 30 Протестный потенциал населения России

Стр. 31 Ожидаемая реакция власти на акции протеста Источник: Всероссийский опрос, март 2009 г., ЦИРКОН

Стр. 32 Выводы: Ожидать ли всплеска протестной активности в стране? 1. Большинство россиян (59%) не допускают для себя лично участия в акциях в защиту трудовых прав. При этом лишь 2% респондентов заявили, что в последние несколько месяцев принимали участие в таких акциях, а около трети выразили готовность к участию в будущем. 2. Уровень готовности к участию в акциях протеста коррелирует с социальным самочувствием граждан: среди допускающих для себя участие в таких акциях несколько выше доля социально не адаптированных и пессимистично настроенных россиян. 3. Что касается представителей «передовых групп», то, несмотря на заметно более высокий уровень социального самочувствия респондентов (в сравнении с россиянами в целом), они демонстрируют очень высокий уровень готовности к участию в акциях в защиту трудовых прав (63%). 4. По итогам совместного анализа ответов респондентов выяснилось, что включенность в социальные коммуникации в большей степени влияет на декларируемую протестную активность, чем социальное самочувствие.

Стр. 33 Защита трудовых прав работников в ситуации экономического кризиса

Стр. 34 Субъекты защиты трудовых прав работников Источник: Всероссийский опрос, ЦИРКОН, онлайн опрос, OMI Russia, март 2009 г.

Стр. 35 Оценка эффективности различных способов защиты трудовых прав Источник: Всероссийский опрос, декабрь 2008 г., ЦИРКОН

Стр. 36 Потенциальные и реальные субъекты влияния на финансовый кризис Источник: Всероссийский опрос, март 2009 г., ЦИРКОН

Стр. 37 Потенциальные субъекты влияния на финансовый кризис Источник: Всероссийский опрос, ЦИРКОН, онлайн опрос, OMI Russia, март 2009 г.

Стр. 38 Реальные субъекты влияния на финансовый кризис Источник: Всероссийский опрос, ЦИРКОН, онлайн опрос, OMI Russia, март 2009 г.

Стр. 39 Выводы: Субъекты защиты трудовых прав граждан: на кого уповают россияне, и на кого надеется «средний класс»? 1. В вопросе о субъектах защиты трудовых прав граждан россияне в целом и представители «передовых групп» в целом демонстрируют схожесть мнений, хотя есть и определенные различия. И те и другие редко уповают на власти и политические партии, в первую очередь, надеясь на судебные и контрольно-надзорные органы. 2. Заметное различие зафиксировано в восприятии СМИ и правозащитных организаций: представители «передовых групп» вдвое чаще, чем население страны в целом, считают необходимым обратиться в эти инстанции. 3. Надежды на смягчение последствий кризиса для страны и россиян обращены в первую очередь к верховной власти (Президенту и Правительству), и в этом разные группы граждан («передовые» и «не передовые») друг от друга не отличаются. 4. Среди представителей передовых групп также более четверти считает, что внести вклад в смягчение последствий кризиса может руководство предприятия и организаций (среди россиян в целом этого мнения придерживаются только 9% респондентов).

Стр. 40 Дополнительная информация Более подробная информация о проекте «КВАРТА» (всероссийский омнибус) может быть получена в Исследовательской группе ЦИРКОН Тел ,