Конкуренция. Структура рынка
Конкуренция * * (concurrentia (лат) – столкновение, состязание)
Конкуренция – это соперничество, состязание: Между кем? Между кем? – между производителями однотипных товаров, услуг. За что? За что? – за привлечение как можно большего числа покупателей. Во имя чего? Во имя чего? – для получения максимальной прибыли.
Большое количество продавцов и покупателей, имеющих свободный доступ на рынок Отсутствие преград (экономических, юридических, политических социальных) для мобильностиресурсов Доступность информации о предложении и спросе, ценах, норме прибыли КонкуренцияКонкуренция Для возникновения конкуренции необходимо:
Виды и формы конкуренции По методам осуществления По отраслевой принадлежности По степени свободы Ценовая Неценовая Внутри-отраслевая Межотраслевая Свободная(совершенная) Монополисти-ческая(несовершенная)
Методы конкуренции ЦеноваяНеценовая Снижение цен. Скидки и премии. Дешевые распродажи. Снижение цен. Скидки и премии. Дешевые распродажи. Качество и надежность. Дополнительныегарантии. Особое оформление.
Признаки классификации рыночных структур количество покупателей и продавцов; тип товара (однородный, дифференцированный); доступность информации для всех участников рынка о ценах всех продавцов и их изменениях; наличие входных барьеров для вступления в отрасль (юридические, или экономические);юридическиеэкономические степень влияния продавцов (покупателей) на цену товара.
Экономические барьеры низкие издержки производства за счет увеличение масштаба производства; закрыт доступ к материальным ресурсам и другим факторам в силу отсутствия их на свободном рынке; реклама. назад
Юридические барьеры Юридические барьеры (непреодолимы, т.к. связаны с уголовным наказанием) Производство товара защищено патентом, авторским правом, лицензией, товарным знаком.патентом авторским правомлицензиейтоварным знаком Исключительное право заниматься данным видом деятельности (производство алкогольных напитков, табака, монополия внешней торговли). Государственная регистрация отдельных видов деятельности.
Конкуренция Совершенная (идеальный рынок (идеальный рынок)Несовершенная полиполия МонополистическаяОлигополия МонополияМонопсония
Совершенная конкуренция- Совершенная конкуренция- рынок с множеством равноправных продавцов, предлагающих однородную продукцию, где отсутствуют входные барьеры в отрасль, и продавец практически не влияет на рыночную цену
Совершенная конкуренция Много продавцов и покупателей и покупателей Ничто и никто не мешает новым фирмам войти на рынок, а старым- уйти с него. Всегда можно точно узнать, по какой цене продает товар тот или иной продавец. Товар является однородным и у всех продавцов имеет и у всех продавцов имеет примерно одинаковое примерно одинаковое качество: зерно, цемент, качество: зерно, цемент,бензин.
Монополистическая конкуренция – Монополистическая конкуренция – рынок с множеством производителей, предлагающих схожие, но не одинаковые (дифференцированные) товары и услуги
Относительно большое число производителей Наличие на рынке похожей, но не идентичной (с точки но не идентичной (с точки зрения покупателей) продукции. Каждая фирма продает особый товар, который отличается качеством, оформлением, престижностью. Контроль над ценами ограничен возможностью замены товара. Вступление в монопольный рынок- свободное; для этого необходимо наличие началь- ного капитала, большего, чем при совершенной конкуренции при совершенной конкуренции Монополистическая конкуренция
Олигополия Олигополия – рынок, где господствует несколько крупных фирм, вход в отрасль для соперников крайне затруднен. При олигополии возможен ценовой сговор или ориентирование на цены лидера
О л и г о п о л и я Наличие конкуренции нескольких крупных фирм ( три – пять ) Предложение однородной (руда, нефть, сталь, цемент) и дифференцированной (автомобили и др. товары) продукции Использование ценовой Использование ценовой и неценовой конкуренции: - «жестскость» цен, - скрытый договор, - соглашение о специализации и специализации и кооперации. кооперации. Вступление других фирм в олигопольный рынок затруднено
Монополия Монополия - рынок где имеется только один производитель, который полностью контролирует объем производства и очень сильно влияет на цену. Монополия- главный враг конкуренции.
М о н о п о л и я М о н о п о л и я Наличие одного продавца Производство товаров, не имеющих заменителей Полный контроль объема предложений товара и цен Наличие непреодолимых барьеров (авторское право, лицензии, патенты) для потен- циальных участников рынка
В стране с рыночной экономикой с монополизмом ведется борьба на государственном уровне Однако, есть сферы, где монополия просто необходима: производство атомных бомб, эмиссия денежных знаков, электрические и тепловые сети и др. Подобные предприятия относят к естественной (государственной, легальной) монополии.
Естественные монополии - Естественные монополии - это монополии, разрешенные государством К ним относятся: коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании, поставщики газа, электричества. Конкуренция среди них может только повредить обществу. Они подлежат общественному регулированию. В частности, цены или тарифы на их продукцию очень часто определяются федеральными или региональными гос.службами, ведомствами.
Причины существования естественных монополий В условиях естественной монополии оптимальный размер фирмы настолько велик относительно рынка, что для других фирм на этом рынке не остается места Она может удовлетворить спрос на продукт с затратами меньшими, чем если бы на рынке действовали две или более фирм Новичкам просто нерентабельно вступать в рынок такого товара
Монопсония - монополия покупателя
Домашнее задание: Заполните таблицу «Характеристика рыночных структур» Признаки Совершенная конкуренция Монополистич еская конкуренция ОлигополияМонополия Тип товара Кол-во покупателей Кол-во продавцов Вход в отрасль Влияние на рыночную цену Примеры товаров, продающихся на данном рынке