РОМАНОВ Г.А. Зав. НИЛ МЭИ (ТУ), Исполнительный директор ООО «Интехэнерго-аудит», Руководитель рабочей группы при Комитете РСПП по разработке международного cтандарта ISO Институт проблем энергоэффективности МЭИ (ТУ), ООО «Интехэнерго-аудит» Москва, , Красноказарменная, д.13, стр. 3 Тел./факс: (495) «Энергетика и энергоэффективность» 31 мая-1 июня, 2011 г., г. Новочеркасск
Одним из главных стратегических ориентиров долгосрочной государственной энергетической политики является энергетическая эффективность экономики. («Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.», утверждена распоряжением Правительства РФ 1715-р от г.) Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности имеют чрезвычайную актуальность как в условиях экономического роста (ввиду постоянного роста тарифов на энергоресурсы), так и экономического спада (вследствие необходимости сокращения эксплуатационных издержек). Ввод в действие нового Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» 261-ФЗ от г., плана мероприятий, направленных на реализацию данного закона (распоряжение Правительства РФ 1830-р от г.) и выпускаемых подзаконных актов является одним из главных механизмов повышения энергоэффективности. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ «Энергетика и энергоэффективность» 31 мая-1 июня, 2011 г., г. Новочеркасск
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕРСПЕКТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ Для повышения энергетической эффективности экономики предполагается, среди прочих, использовать следующие меры государственной энергетической политики: Формирование системы перспективных регламентов, стандартов и норм, предусматривающих: - повышение ответственности за нерациональное и неэффективное расходование энергоресурсов путем включения требований обеспечения энергоэффективности; - организацию государственного статистического наблюдения за энергоэффективностью и энергосбережением; - организацию энергетических обследований, составление по их результатам энергетических паспортов организаций с последующим сбором, анализом и систематическим использованием указанной информации. «Энергетика и энергоэффективность» 31 мая-1 июня, 2011 г., г. Новочеркасск
«Энергетика и энергоэффективность» 31 мая-1 июня, 2011 г., г. Новочеркасск ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА 261-ФЗ Реализация Федерального закона РФ 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о повышении энергетической эффективности …», принятого г., по многим причинам затруднена, особенно в части проведения обязательных энергетических обследований и энергетической паспортизации. Основными причинами такого положения дел являются: отсутствие совершенных стандартов и норм, низкая профессиональная квалификация вновь образующихся энергоаудиторских компаний, недостаточный уровень контроля процесса энергоэффективности на предприятиях (организациях). Одним из направлений изменения сложившейся ситуации в лучшую сторону является интенсификация процесса создания и внедрения системы энергоменеджмента на предприятии.
Энергоаудит Разработка (корректировка) и реализация целевой программы энергосбережения Мониторинг и анализ энергоэффективности Формирование (совершенствование) структуры энергоменеджмента Разработка (совершенствование) энергетической политики ПРОЦЕСС ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) «Энергетика и энергоэффективность» 31 мая-1 июня, 2011 г., г. Новочеркасск
Достижение реального улучшения энергетической эффективности предприятий и организаций должно основываться не только на технических решениях, но и на более совершенном управлении. Признание важности энергии как одного из видов ресурсов, который требует такого же менеджмента как любой другой дорогостоящий ресурс, а не как накладных расходов предприятия, является главным первым шагом к улучшению энергетической и экологической эффективности и снижению затрат. Энергетический менеджмент является финансовым инструментом, который может обеспечить предприятиям экономию средств за счет проведения грамотной энергетической политики по использованию энергоресурсов. ПРОЦЕСС ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) «Энергетика и энергоэффективность» 31 мая-1 июня, 2011 г., г. Новочеркасск
Процесс создания системы энергоменеджмента на российских предприятиях, несмотря на его актуальность, к сожалению, не получил до сих пор должного развития. Вне зависимости от формы собственности и подчиненности предприятия, его масштабов, вида выпускаемой продукции и оказываемых услуг единую техническую политику по всем вопросам производственной эксплуатации, технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования предприятия осуществляет служба (управление, отдел) главного энергетика (ОГЭ). ОГЭ обеспечивает и несет ответственность, прежде всего, за бесперебойное и надежное энергоснабжение всех подразделений предприятия с целью выполнения производственной программы. Контролирует и обеспечивает выполнение графиков технического обслуживания и ремонта оборудования. ПРОЦЕСС ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) «Энергетика и энергоэффективность» 31 мая-1 июня, 2011 г., г. Новочеркасск
Функции энергоменеджмента, связанные с повышением энергоэффективности, оптимизацией режимов работы производственного оборудования с целью минимизации энергозатрат, ОГЭ, на практике, как правило не выполняются должным образом. Создание и внедрение системы энергоменеджмента, прежде всего на предприятиях, поставляющих свою продукции на экспорт, с целью повышения ее конкурентоспособности, безусловно придаст дополнительный импульс в организации системы энергоменеджмента на отечественных предприятиях. Для организации процесса повышения энергоэффективности необходимо предоставить предприятиям (организациям) структурированное и всеобъемлющее руководство по оптимизации потребления энергетических ресурсов и системному управлению данным процессом. ПРОЦЕСС ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) «Энергетика и энергоэффективность» 31 мая-1 июня, 2011 г., г. Новочеркасск
Технические регламенты и национальные стандарты должны стать важнейшим инструментом повышения конкурентоспособности отечественной экономики и ее инвестиционной привлекательности. Отсутствие на сегодняшний день необходимого количества технических регламентов, которые должны заменить действие устаревших и не отвечающих современным требованиям стандартов и других технических документов, тормозит процесс инновационного развития российской промышленности и интеграции России в мировую экономику. В условиях отсутствия технических регламентов в качестве основы для их разработки могут полностью или частично использоваться международные и (или) национальные стандарты. Гармонизация национальных стандартов с международными, их внедрение в производство - прямой путь для выхода российских товаропроизводителей на мировые рынки. «Энергетика и энергоэффективность» 31 мая-1 июня, 2011 г., г. Новочеркасск ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕРСПЕКТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ
С 2008 г. международная организация по стандартизации (ISO) начала разработку нового международного стандарта ISO (Системы Энергоменеджмента Требования с руководством по эксплуатации). С этой целью был создан новый технический комитет ISO/ТC 242 («Энергоменеджмент»). Стандарт должен быть опубликован в 2011 г. Решением Бюро Правления РСПП от г. при Комитете по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия с участием Комитета по энергетической политике РСПП была сформирована Рабочая группа (РГ) по подготовке международного стандарта ISO В мае 2009 г. после создания соответствующего национального ТК «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент», РГ была официально зарегистрирована Ростехрегулированием и ее представитель получил статус эксперта ГОСТ Р в международном комитете ТС 242. ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА ISO «Энергетика и энергоэффективность» 31 мая-1 июня, 2011 г., г. Новочеркасск
В октябре 2010 г. прошло 4-е пленарное заседание ТC 242 в Пекине по обсуждению проекта международного стандарта ISO со статусом «окончательный проект международного стандарта (FDIS)». После обсуждения данного документа и внесения редакционных правок в основной текст и приложения, большинством голосов (при воздержавшихся Франции и Германии) была принята резолюция по распространению проекта стандарта для окончательного рассмотрения г. закончен срок голосования по данному документу. В случае одобрения 75% членов ТС 242, документ будет утвержден в качестве международного стандарта. Процесс разработки международного стандарта (МС) включает 6 этапов. В настоящий момент рассматриваемый документ находится на 5-ом этапе. Последним 6-ым этапом разработки МС является его публикация. ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА ISO «Энергетика и энергоэффективность» 31 мая-1 июня, 2011 г., г. Новочеркасск
ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА ISO 50001
Стандарт ISO устанавливает требования к системе энергоменеджмента по разработке и реализации энергетической политики, постановке целей, задач и плана действий, в которых учитываются правовые требования и информация, относящаяся к значительному использованию энергии. Стандарт будет применим для всех типов организаций независимо от их размера и отраслевой принадлежности. Одним из условий при разработке стандарта ISO является его совместимость с действующими стандартами других систем менеджмента, в частности: ISO 9001 и ISO Поэтому разрабатываемый проект имеет такую же структурную основу и элементную базу и может быть интегрирован в другие системы менеджмента. ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА ISO «Энергетика и энергоэффективность» 31 мая-1 июня, 2011 г., г. Новочеркасск
ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА ISO Настоящий стандарт предъявляет к предприятиям и организациям следующие требования: а) разработать энергетическую политику б) определить места значительного энергопотребления в) определить правовые и другие требования, которые организация обязуется выполнять г) определить приоритетные направления и поставить цели и задачи д) выстроить соответствующую структуру и разработать программу(ы) по выполнению задач е) обеспечить планирование, контроль, мониторинг, разработку корректирующих и превентивных мероприятий, проведение аудитов и проверок с целью выявления соответствия энергетической политики системе энергоменеджмента и успешной реализации проектов. «Энергетика и энергоэффективность» 31 мая-1 июня, 2011 г., г. Новочеркасск
Международный стандарт, основываясь на принципе План-Выполнение- Проверка-Действие (Закон), позволяет постоянно совершенствовать и внедрять основы энергетического менеджмента в повседневную практику организации. ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА ISO Энергетическая политика Планирование Внутренний аудит Анализ менеджмента Постоянное совершенствование менеджмента Внедрение и эксплуатация Проверка и корректирующие действия Контроль и измерения Корректирующие и предупреждающие действия Рис. Модель Системы Энергоменеджмента «Энергетика и энергоэффективность» 31 мая-1 июня, 2011 г., г. Новочеркасск
Внедрение ISO будет способствовать повышению надежности энергообеспечения и энергобезопасности, расширению конкурентоспособности, а также должно привести к сокращению финансовых затрат, выбросов парниковых газов и других воздействий на окружающую среду путем систематического управления энергопотреблением. Успешная реализация стандарта зависит от вовлеченности в этот процесс всех уровней и функций управления организации, и особенно от высшего руководства. По окончании разработки международного стандарта ISO будет осуществлена процедура его гармонизации с соответствующим национальным стандартом. Существует два варианта применения международных стандартов в России: прямое применение (без ГОСТ Р) и косвенное применение (через ГОСТ Р). ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА ISO «Энергетика и энергоэффективность» 31 мая-1 июня, 2011 г., г. Новочеркасск
ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА ISO Основные элементы системы энергоменеджмента в проекте стандарта ISO «Энергетика и энергоэффективность» 31 мая-1 июня, 2011 г., г. Новочеркасск