Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 130 г. Липецка СЕМИНАР «Развитие интегративных качеств у старших дошкольников посредствам музыки» 2014
ПЛАН РАБОТЫ: Актуальность проблемы – заведующая ДОУ Т.П. Бутова; Сообщение «Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» и развитие интегративных качеств старших дошкольников посредствам музыки» - заместитель заведующей О.С. Федосенко; Презентация опыта «Методы и приемы активизации музыкальной деятельности старших дошкольников по развитию интегративных качеств» - музыкальный руководитель О.В. Штукарева; Обратная связь.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие детей, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Актуальной задачей дошкольного образования становится обеспечение развития интегративных качеств как основы для универсальных учебных действий.
Педагог-психолог Е.Е. Кравцова «Если по каким-либо причинам развитие ребёнка на одном из этапов было неполноценным, он не освоил свойственной для этого перехода деятельности, не получил специфических черт личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьёзные трудности, и его развитие будет идти искажённым путём»
Современная система дошкольного образования Ориентирована на личность ребенка Цель: воспитание гармоничной личности, создав для этого максимально комфортные условия Задача: Развитие интегративных качеств дошкольников
Интегративные качества – системные образования: формируются в процессе освоения ребенком основной общеобразовательной программы дошкольного образования; являются показателями его развития личностной, интеллектуальной и физической сферах; способствуют самостоятельному решению ребенком жизненных задач (проблем), адекватных возрасту.
Основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом. Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Учить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Задачи музыкального воспитания в различных образовательных областях Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; Образовательная область «Познавательное развитие» Предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Задачи музыкального воспитания в различных образовательных областях Образовательная область «Речевое развитие» Развитие звуковой и интонационной культуры речи. Образовательная область «Физическое развитие» Развитие физических качеств: координация и гибкость, равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Людвиг ванн Бетховен. «Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия».
Дмитрий Шостакович «Музыка вызывает к жизни еще слабые и не осознанные слушателями мысли и чувства и очищает их от мелкого и случайного. Она поднимает человека, укрепляет его достоинство и веру в свои внутренние силы, и свое большое призвание».
«То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем возрасте донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами»…
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» Педагог современности В.А. Сухомлинский.
Влияние музыкальной деятельности на общее развитие ребенка: Эмоционально окрашенные движения под музыку способствуют физическому развитию; - Игровая природа музыки привлекает детей, вызывает интерес, активность; - Эмоциональные реакции, возникающие при восприятии музыки, способствуют развитию эмоциональной отзывчивости не только на содержание художественного произведения, но и на эмоции близких людей и друзей; - В ходе совместной музыкальной деятельности дети овладевают вербальными и невербальными средствами общения (мимика, жест, пантомима) и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - Совместная музыкальная деятельность способствует освоению норм и правил поведения, проявлению доброжелательности, стремлению оказать помощь другим детям, планированию своих действий для достижения цели; - Применение усвоенных знаний и способов действий (самостоятельное или по заданию педагога) проявляется в музыкальной творческой деятельности, в высказываниях о музыке; - Тематическое разнообразие музыки и эмоциональная окрашенность художественных образов позволяют формировать представления о ближайшем социуме, обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему; о мире и природе; - В ходе развития музыкального восприятия дети овладевают умением слушать и слышать музыку, точно выполнять задания взрослого (по словесной инструкции, по образцу), что способствует подготовке детей к школе; - В музыкальной деятельности формируются умения и навыки, необходимые для ее осуществления.
Ориентиры проявления компонентов интегративных качеств личностных качеств в условиях музыкальной деятельности Интегративные качества Ориентиры Физическое развитие 1. Качество согласованности движений с музыкой. 2. Увлеченность детей движениями под музыку Любознательность, активность 1. Интерес к музыке и музыкальной деятельности. 2. Способность к самостоятельным действиям в различных видах музыкальной деятельности Эмоциональность, отзывчивость 1. Эмоциональная отзывчивость в слушательской деятельности. 2. Эмоциональная окраска исполнительской деятельности Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми, сверстниками 1. Желание сообща заниматься музыкальной деятельностью Способность управлять своим поведением и планировать действия 1. Планирование своих действий в музыкальной деятельности для достижения цели. 2. Доброжелательность, помощь другим детям Способность решать интеллектуальные и личностные задачи 1. Высказывания детей о музыке. 2. Музыкальные импровизации по заданию взрослого и самостоятельные Представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе 1. Понимание детьми ценности для людей музыкальных произведений, их красоты. 2. Понимание содержания музыкальных произведений как отражения окружающего мира Овладение предпосылками учебной деятельности 1. Умение слушать взрослого и точно выполнять музыкальные задания: по словесной инструкции; по показу Овладение необходимыми умениями и навыками для осуществления музыкальной деятельности 1. Желание слушать высокохудожественную музыку, называние любимых произведений, композиторов, высказывания о музыке. 2. Овладение исполнительскими и творческими умениями
Цель инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников: развитие творческого мышления и воображения, формирование мотивационной и эмоционально-волевой готовности ребенка к следующей ступени образовательного процесса, т.е. к школе, создание положительной атмосферы сотрудничества ребенка со взрослыми
Вывод : Таким образом, уровень развития музыкальных способностей и в частности уровень развития творческого мышления и воображения средствами музыкального воспитания оказывает влияние на развитие интегративных качеств ребенка в целом.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!