Методика использования стихотворений для запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Материал учителя начальных классов МБОУ лицея 5 г. Воронежа Шестопаловой Елены Александровны
Методика использования стихотворений для правописания словарных слов Направлена на достижение цели: повышение уровня грамотности учащихся Опирается на принципы: подготовка специальных четверостиший; применение алгоритма по использованию методики; мониторинг качества письменной речи Достигается средствами: Приводит к результату: успешность учащихся в учебно-познавательной деятельности; повышение познавательной мотивации; потребность заботиться о качестве письменной речи
Методика работы Четверостишие записывается на доске, ученики переписывают его в тетради, выделяя безударную гласную в словарном слове, а также подчёркивая эту гласную как ударную во всех «вспомогательных» словах стихотворения. Ученики подбирают однокоренные слова к изучаемому слову. Тем самым ещё раз акцентируется внимание учащихся на том, что «вспомогательные» слова не однокоренные и не проверочные. Производится выделение орфограмм в словах четверостишия. Осуществляется подбор антонимов и синонимов к словарному слову. Ученики составляют собственные словосочетания и предложения со словарным словом.
Пять принципов построения четверостиший Краткость и ритмичность Сел я в седло, Поскакал на коне. В слове «седло» Напиши букву «е». Познавательность В Сахаре жить не сахар, Там страшная жара. Давайте в слове «сахар» Писать две буквы «а». Зрительно-слуховые ассоциации У Полины три лимона, Ой, с кислинкою они! Слово кислое «лимон» Мы напишем с буквой «и». Воспитательный момент Таня тарелки старательно мыла Стали тарелки у Тани сверкать. Ну а в тетрадке она не забыла В слове «тарелка» - «А» написать! Зарифмованный совет Я слово «собака» хочу написать. Про гласную «о» мне нельзя забывать, Но букву запомнить мне очень легко: Ведь схожа с ошейником гласная «о»!
ПРАВИТ ПРАВИТЕЛЬСТВО НАШЕЙ СТРАНОЮ, РАБОТА ПРАВИТЕЛЬСТВА ОЧЕНЬ ВАЖНА. ПРАВИЛО ТВЕРДО ПОМНИМ ТАКОЕ: В СЛОВЕ «ПРАВИТЕЛЬСТВО» - ГЛАСНАЯ «А». ПРАВИТЕЛЬСТВО
ГОРИЗОНТ СКОРЕЕ В ГОРЫ ПОДНИМИСЬ, НА МИР С ВЕРШИНЫ ПОСМОТРИ. КАК ПИШУТ СЛОВО «ГОРИЗОНТ»? СНАЧАЛА - «ГО», А ПОСЛЕ – «РИ» !
КОРЗИНА У КОРКИНОЙ ЗИНЫ БОЛЬШАЯ КОРЗИНА, В ЭТОЙ КОРЗИНЕ ОРЕХОВ ПОЛНО. ЗНАЕТ ОТЛИЧНО КОРКИНА ЗИНА: В СЛОВЕ «КОРЗИНА» - ГЛАСНАЯ «О» !
ПИРОГ ТЫ СКОРЕЙ КУПИ МУКИ, ПИРОГ ДЛЯ ПИРА ИСПЕКИ. А ХОЧЕШЬ НАПИСАТЬ «ПИРОГ», ТАК НЕ ЗАБУДЬ ПРО БУКВУ «И».
КОНФЕТА СЛОВО СЛАДКОЕ – КОНФЕТА, КАК МЫ ПИШЕМ СЛОВО ЭТО? ЗНАЕМ ТВЕРДО, КАК ЗАКОН: В ЭТОМ СЛОВЕ ПИШЕМ «КОН» !
В 2014 г. в московском издательстве «ВАКО» вышло учебное пособие: рабочая тетрадь «Словарная работа», 1 класс. Авторы: Жиренко О.Е., Обухова Л.А., Шестопалова Е.А. В рабочей тетради размещены четверостишия для запоминания 48 словарных слов по программе 1 класса, а также грамматические задания, способствующие развитию грамотности.
В 2013 году в московском издательстве «ВАКО» вышло учебное пособие: рабочая тетрадь «Словарная работа», 2 класс. Авторы: Жиренко О.Е,Обухова Л.А.,., Шестопалова Е.А. В рабочей тетради размещены четверостишия для запоминания 85 словарных слов по программе 2 класса, а также грамматические задания, способствующие развитию грамотности.
В 2014 г. в московском издательстве «ВАКО» вышло учебное пособие: рабочая тетрадь «Словарная работа», 3 класс. Авторы: Жиренко О.Е., Шестопалова Е.А. В рабочей тетради размещены четверостишия для запоминания 96 словарных слов по программе 3 класса, а также грамматические задания, способствующие развитию грамотности.
В 2014 г. в московском издательстве «ВАКО» вышло учебное пособие: рабочая тетрадь «Словарная работа», 4 класс. Авторы: Жиренко О.Е., Шестопалова Е.А. В рабочей тетради размещены четверостишия для запоминания 96 словарных слов по программе 4 класса, а также грамматические задания, способствующие развитию грамотности.