СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВТИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКИЙ САД
Проблема проекта должна быть социально значимой – исследовательской, информационной, практической, затребованной «внешним» заказом. Планирование проекта: определение вида продукта и формы презентации, пооперационная разработка проекта с указанием сроков и ответственных лиц. Поиск информации – исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта. Продукт является конкретным результатом проекта. Презентация продукта и защита самого проекта. Портфолио проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т.п.). Наличие конкретного продукта на каждом этапе работы над проектом. Проблема проекта должна быть социально значимой – исследовательской, информационной, практической, затребованной «внешним» заказом. Планирование проекта: определение вида продукта и формы презентации, пооперационная разработка проекта с указанием сроков и ответственных лиц. Поиск информации – исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта. Продукт является конкретным результатом проекта. Презентация продукта и защита самого проекта. Портфолио проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т.п.). Наличие конкретного продукта на каждом этапе работы над проектом.
ПОРТФЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ ПЕДАГОГА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ (КТД) СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ (НЕДЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ) ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ МИКРОПРОЕКТ НА ЗАНЯТИИ ПРОЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИО- НАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПРОЕКТЫ С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫ Й ПРОЕКТ
организация проектной деятельности; организация проектной деятельности; содержание и направленность проекта; содержание и направленность проекта; защита проекта; защита проекта; критерии оценки проектной деятельности. критерии оценки проектной деятельности. организация проектной деятельности; организация проектной деятельности; содержание и направленность проекта; содержание и направленность проекта; защита проекта; защита проекта; критерии оценки проектной деятельности. критерии оценки проектной деятельности.
ПРОЕКТ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Требования к организации проектной деятельности должны включать положения о том, что обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта; тема проекта должна быть утверждена (уровень утверждения определяет образовательное учреждение; план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта). Образовательное учреждение может предъявить и иные требования к организации проектной деятельности.
В разделе о требованиях к содержанию и направленности проекта обязательным является указание на то, что результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. В этом разделе описываются также: а) возможные типы работ и формы их представления и б) состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты. В разделе о требованиях к содержанию и направленности проекта обязательным является указание на то, что результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. В этом разделе описываются также: а) возможные типы работ и формы их представления и б) состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты.
Фаза проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемой системы и план ее реализации. Технологическая фаза, результатом которой является реализация системы. Рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализованной системы и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта. Рефлексивная фаза позволяет использовать приобретенный опыт проектной деятельности при реализации других проектов (обучение) Два этапа цикла проекта являются как бы противоположными: проект дословно означает «брошенный вперед» рефлексия дословно означает – «обращение назад». Жизненный цикл проекта
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм; 2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта; 3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
В разделе о требованиях к защите проекта указывается, что защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции. Последняя форма предпочтительнее, так как имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности.
ПРОБЛЕМА ЦЕЛЬ СТРАТЕГИЯ МЕТОДЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ВСЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДОСТИГНУТЫ НЕ ДОСТИГНУТЫ СХЕМА СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА
Измененная ситуация решение ТЕКУЩАЯ ситуация ЦЕЛЬ РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА Решение проблемы – это искусство преодоления разрыва
Причина Следствие Нет денег на установку мусорных контейнеров Раз в неделю приезжает мусоровоз Отсутствие мусорных контейнеров Низкий уровень общей культуры населения Отсутствие программ экологического воспитания Свалка мусора на берегу озера
Характерная особенность - наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности ТИПЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ: исследовательские по структуре приближены к подлинному научному исследованию; творческие не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата но результаты оформляются в продуманной завершённой форме; информационные сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; социально значимые чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы; телекоммуникационные (информационные) - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, которая организована на основе компьютерной телекоммуникации, имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата ТИПЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ: исследовательские по структуре приближены к подлинному научному исследованию; творческие не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата но результаты оформляются в продуманной завершённой форме; информационные сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; социально значимые чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы; телекоммуникационные (информационные) - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, которая организована на основе компьютерной телекоммуникации, имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата Моделирование Проектное обучение предполагает такую структуру учебных материалов, которая позволяла бы использовать их для построения учебных моделей. Перспективно моделирование с применением компьютерных средств обучения Моделирование Проектное обучение предполагает такую структуру учебных материалов, которая позволяла бы использовать их для построения учебных моделей. Перспективно моделирование с применением компьютерных средств обучения
1. АННОТАЦИЯ 2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ 4. СТРАТЕГИЯ 5. МЕРОПРИЯТИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ 6. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 7. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ 8. БЮДЖЕТ
По затратам времени проекты бывают : краткосрочные (2-6 ч); краткосрочные (2-6 ч); среднесрочные (12-15 ч); среднесрочные (12-15 ч); долгосрочные (четверть, полугодие, год); долгосрочные (четверть, полугодие, год); проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д. проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д. По затратам времени проекты бывают : краткосрочные (2-6 ч); краткосрочные (2-6 ч); среднесрочные (12-15 ч); среднесрочные (12-15 ч); долгосрочные (четверть, полугодие, год); долгосрочные (четверть, полугодие, год); проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д. проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д. 1)организационно- подготовительная стадия проблематизация, разработка проектного задания (выбор); 2)разработка проекта (планирование); 3)технологическая стадия; 4)заключительная стадия (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия) 1)организационно- подготовительная стадия проблематизация, разработка проектного задания (выбор); 2)разработка проекта (планирование); 3)технологическая стадия; 4)заключительная стадия (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия) СТАДИИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА:
видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно- экономический механизм внедрения); содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.; количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете); длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта; дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.
Первый раздел, краткая аннотация проекта, содержит классификацию, по несколько предложений обобщающих всю логику и особенности реализации проекта, что получится в результате, как проект будет выполняться, сколько времени он будет продолжаться, сколько потребуется денежных средств. Вторым разделом является постановка проблемы. Кратко описывается, что побудило обратиться к выполнению данного проекта, почему проект необходим, какую проблему он будет решать. Автор обосновывает значимость проблемы, подтвердив это фактами. Необходимо описать, стратегию выполнения проекта, игровую канву, выбранную для решения проблемы проекта. Третий раздел представляет собой последовательное перечисление целей и задач в конкретной и сжатой форме. Обоснование общей педагогической цели проекта включает все содержание проекта. Задачи проекта – это шаги, которые необходимо предпринять для достижения основной цели. Четвертый раздел, стратегия достижения поставленных целей отражает выбранный механизм реализации проекта. Автор проясняет, как достигнуть генеральной цели проекта, какие тактические задачи необходимо решить, кто будет осуществлять действия, какие ресурсы будут использованы, как будет производиться отбор участников учебной программы или получателей услуг (благополучателем проекта) и т. д. Этот раздел может стать одним из самых объемных и подробных разделов проекта.
Пятый раздел проекта состоит из плана мероприятий и ожидаемых результатов. Составляется план-график выполнения запланированных мероприятий с указанием следующей информации: что и когда будет происходить, что в результате будет получено (с указанием количественных и качественных показателей) и на кого направлены результаты этой деятельности. Шестым разделом становится оценка результатов. Автор проекта оценивает эффективность проекта для благополучателей, возможность достижения цели проекта. Необходимо осуществить рефлексию разнообразия деятельности, ее содержания, методического оснащения; качество предметного результата образовательного взаимодействия, отношение автора проекта, общий стиль педагогического взаимодействия, осмысленность идеи, методическую и технологическая подготовленность к реализации проекта, уровень информационной культуры. Седьмой пункт алгоритма - дальнейшее развитие проекта. Указывается, каким образом предполагается сохранить и расширить достижения данного проекта (предусматривается ли продолжение работ по проекту по окончании срока действия проекта). Восьмой пункт алгоритма – бюджет проекта. Рассчитывается полную стоимость проекта, имеющиеся в ресурсной организации (включая добровольный труд и натуральный вклад) и необходимые средства. Бюджет должен быть составлен подробно и содержать расчет всех необходимых по проекту затрат.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя. Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования.
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. 2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. 4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев. При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности. Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев. При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
проект выполнен на повышенном уровне Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения. проект выполнен на повышенном уровне Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы. В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы. В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.
Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования аттестат об основном общем образовании отметка выставляется в свободную строку. Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного образования.