Принципы формирования тарифных условий Белорусской железной дороги в рамках создаваемого ЕЭП И. А. Еловой, д. э. н., проф., зав. кафедрой Белорусского государственного университета транспорта Слайд 1
Отличительные особенности железнодорожного транспорта Республики Беларусь от Российских и Казахских железных дорог: небольшая протяженность и различия в густоте железнодорожной сети, а также в технической оснащенности; большая конкуренция на рынке транспортных услуг с автомобильным транспортом, а также с соседними государствами при транзитных перевозках; отличная от Российских и Казахских железных дорог структура управления и себестоимость перевозимых грузов; противоестественное соотношение между уровнями тарифов в различных видах сообщения и др. Слайд 2
Тарифы на внутриреспубликанские перевозки грузов в Беларуси, России, Украине, Литве, Латвии и Казахстане (350 км) Слайд 3
Тарифы на экспортные перевозки грузов в Беларуси, России, Украине, Литве, Латвии и Казахстане (350 км) Слайд 4
Схема финансового положения перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом Беларуси Перевозки грузов и пассажиров Внутриреспубликанские Международные ПассажирскиеГрузовыеПассажирские Грузовые Транзит Вывоз Ввоз Транзит Вывоз Ввоз Прибыльные перевозкиУбыточные перевозки Пригородные Межобластные и межрайонные Слайд 5
Основные недостатки существующей тарифной системы железнодорожного транспорта Беларуси: 1 Наличие перекрестного финансирования убыточных внутриреспубликанских перевозок грузов и пассажиров; 2 Не сформулирована государственная позиция в отношении взаимодействия между государством, Белорусской железной дорогой, частными операторами-владельцами вагонов, потребителями транспортных услуг; 3 Не учитывается в полной мере баланс интересов: - грузоотправителей и грузополучателей в зависимости от их места и роли в сложных логистических системах; - перевозчиков и экспедиторских компаний; - государств, по территории которых пролегают маршруты перевозок. Слайд 6
Средневзвешенная зависимость периода возврата инвестиций на приобретение вагона от уровня вагонной составляющей в тарифе 8 32 Слайд 7
Соотношение между доходами дорог при работе с частными операторами подвижного состава 70%15% 85% 13% 15% 85%15% 74% 13% Белорусская железная дорога Российские железные дороги Потери дороги (доходы оператора) Потери клиента (доходы оператора) Доходы дороги не изменились Доходы дороги уменьшились Слайд 8
Требования к тарифам и срокам доставки грузов в рамках создаваемого ЕЭП: Слайд 9 - транспортные услуги должны быть эффективными и адаптированными к системам производства и сбыта готовой продукции; - тарифное регулирование на рынке транспортных услуг должно рассматриваться исходя из принципов и правил логистики, которые находят свою реализацию в сложных логистических системах; - тарифная система государства должна формироваться на основе верхних пределов тарифов, которые ограничены ценами ресурсов на звеньях логистических систем; - параметры логистических схем доставки должны вписываться в верхние пределы тарифов и сроков доставки грузов.
Слайд 10
Ц о = 200 долл/т Поведение функций безразличия при изменении параметров схем доставки Слайд 11
Интегральный показатель, характеризующий конкурентоспособность и качество схемы доставки груза где С т - предельная тарифная ставка, руб/т; Т д – предельный срок доставки, сут; Р ст – статистическая нагрузка вагона, т/ваг. Слайд 12
Предлагаемый подход к установлению верхних пределов тарифов и сроков доставки позволяет: – сделать тарифы простыми, понятными и стабильными. Устанавливаемое верхнее предельное значение тарифа будет понятным для клиентов и транспортных организаций. Стабильность тарифов будет обеспечиваться зависимостью от цен материальных ресурсов и конечной готовой продукции на элементах производственно-транспортно-сбытовых систем; – максимально приблизить базовую основу регулируемых тарифов к реальным издержкам, которая будет содержать в себе постоянно действующие стимулы к уменьшению затрат, повышению производительности и качественных параметров транспортного процесса. Слайд 13
Основные принципы формирования тарифных условий Белорусской железной дороги в рамках созда ваемого ЕЭП: 1 Безубыточность перевозок грузов. 2 Стабильность уровней тарифных ставок для обеспечения выполнения долгосрочных внешнеэкономических контрактов. 3 Конкурентоспособность перевозимых товаров на внешнем рынке с учетом транспортной составляющей. 4 Установление тарифных ставок на международные и внутренние перевозки как предельных. 5 Согласование конкурентоспособных сквозных ставок при перевозках грузов между Республикой Беларусь, Казахстаном и Россией. Слайд 14
Тарифное регулирование на железнодорожном транспорте в рамках ЕЭП требует: 1 Разработки методологии и методического обеспечения расчета тарифных ставок на основе себестоимости и уровня рентабельности в рамках ЕЭП. 2 Определения общеэкономических функций тарифов и обоснования их роли в рациональном формировании транспортно-экономических связей в пределах ЕЭП. 3 Обоснования применения исключительных тарифов и компенсации потерь из-за их убыточности. 4 Разработки методологии и методического обеспечения расчета тарифов на экспортно-импортные перевозки, способствующих развитию внешнеторговых транспортно-экономических связей государств в пределах ЕЭП. 5 Введения в действие системы дифференцированных грузовых железнодорожных тарифов. Слайд 15