Security Management for Business А.Д. Рудченко А.В. Юрченк о Управление системами безопасности бизнеса Институт проблем безопасности Дисциплина по выбору.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Advertisements

Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире УРОК 2:
Презентация на тему:. Конституция - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, основные.
Теоретические и методические основы теории безопасности как глобальной проблемы современности Доцент кафедры техносферной безопасности и экологии РГСУ,
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Презентация по предмету: «Региональная экономика и управление» на тему: «Основные угрозы экономической безопасности.» 2011.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.
Евразийский экономический союз:этапы экономической интеграции,значение и результаты деятельности Курсовая работа.
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения.
Исполнительная власть и государственное управление.
ЛЕКЦИЯ 1 ЭКОНОМИКА. Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Основы экономических учений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ.
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
Тема: «Правовое регулирование экономических отношений».
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Security Business 2013 Безопасность предпринимательской деятельности Общеуниверситетский факультатив под общей редакцией члена-корреспондента Российской.
Уровень жизни – важнейший показатель и результат экономической жизни общества Как добиться высокого уровня развития и процветания? Уровень жизни – степень.
ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ.
Транксрипт:

Security Management for Business А.Д. Рудченко А.В. Юрченк о Управление системами безопасности бизнеса Институт проблем безопасности Дисциплина по выбору 4-й курс бакалавриата Факультет менеджмента

Раздел 1 Общие вопросы безопасности

Теория и история функции безопасности бизнеса Тема 1 1

Теория и история функции обеспечения безопасности бизнеса. Предмет и система курса 1. Понятие безопасности. 2. Генезис функции безопасности в истории общества. 3. Общая теория безопасности и ее взаимодействие со смежными дисциплинами. 4. Зарождение бизнеса и собственно функции обеспечения безопасности предпринимательской деятельности. 5. Особенности перехода от плановой экономики и становления рыночной экономики в новейшей истории России, макроэкономические, политические и иные факторы. 6. Понятие «безопасность предпринимательской деятельности». 7. Цели и задачи обеспечения безопасности бизнеса на современном этапе. 8. Иерархия уровней безопасности. 9. Объекты и субъекты безопасности. 10. Основные подходы к обеспечению безопасности личности, общества и государства в современном мире. Теория безопасности социально-экономических систем. 11. Действующая нормативно-правовая база обеспечения безопасности в Российской Федерации. 12. Предмет и система курса.

ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Существует ли всеобщая универсальная теория безопасности? Если следовать определению: «Безопасность – такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности ее функционирования и развития»*, то складывается впечатление, что возможно существует. *В.М. Заплатинский, Терминология науки о безопасности, 2006 Подвергнем анализу потенциальные сложные системы: 1)Можно ли говорить об «ухудшении системы» применительно галактики, вселенной? 2)Можно ли говорить о «невозможности развития» системы применительно к электрону или нейтрино? 3)Если рассуждать с позиций материальных объектов макро и микромира, то нет. 4)Если рассуждать с позиций человека и его интересов, то в его мире – да. К чему тогда можно отнести сферу действия безопасности? Только к различным аспектам человеческой активности: Общая теория безопасности Специальная теория национальной безопасности; Специальная теория экологической безопасности; Специальная теория экономической безопасности; Специальная теория информационной безопасности; Специальная теория технологической безопасности и т.д.

Под безопасностью в общем смысле понимается защищенность состояния общественных отношений, обеспечивающее прогрессивное развитие общества в конкретных исторических и природных условиях, от опасностей, источником возникновения которых служат внутренние и внешние противоречия. общество общественные отношения прогрессивное развитие внешние противоречиявнутренние противоречия безопасность опасности

Объект защиты представляет собой в абсолютном большинстве случаев сложную систему. При этом в практической жизни мы, как правило, имеем дело со сложными системами, составленными в свою очередь не из простых элементов, а сложных систем. Таким образом, мы имеем дело со «сложными системами сложных систем». Свойства сложных систем: Наиболее вероятный отклик сложной системы на единичное воздействие – хаотический Сложная система обладает новыми иными свойствами, нежели совокупность свойств элементов, составляющих эту систему Отклик сложной системы на воздействие является нелинейным и изменяется в зависимости от силы этого воздействия. Новые свойства системы при слабых взаимодействиях могут не проявляться, поэтому нельзя сказать, что свойства конкретной сложной системы полностью изучены и ее поведение предсказуемо. Фундаментальные свойства безопасности как объекта исследования: I.Безопасность никогда не бывает абсолютной – всегда есть риск ее нарушения; II.Измерить уровень безопасности невозможно, можно лишь косвенно его оценить; III.Наступление рискового события предотвратить невозможно, можно понизить вероятность его наступления; IV.При любом вмешательстве в систему, в первую очередь страдает ее безопасность.

ГЕНЕЗИС ФУНКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВА

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ Развитие функции безопасности происходило вместе с развитием общества; В этом процессе прослеживались тенденции: «от простого к сложному» и «от универсального к специальному»; В рамках процесса происходило динамичное взаимодействие между силами обеспечения безопасности «частными» и «государственными»; Разным странам, разным регионам, разным общественно-экономическим формациям присущи свои особенности обеспечения безопасности; Развитие функции безопасности происходило также от ее произвольного применения по принципу «сильный всегда прав» до утверждения обычаев, а затем и провозглашения верховенства закона в сфере применения насилия; Заинтересованные стороны всегда трактовали понятие «безопасность» исходя из собственных интересов.

На всех этапах развития общества человек боролся с природной стихией, с опасными дикими животными, за источники пищи и воды и… с себе подобными. Плохие парни, как правило, имели прямое отношение к враждебным племенам. А иногда они представляли конкурирующие рода собственного тейпа. А еще чаще – просто конкурирующего индивида. В таких условиях любое действие рано или поздно встречалось с противодействием. Одни добросовестно добывали хлеб насущный, защищали своих соплеменников в стычках с врагами. Другие в это время успешно проявляли свой талант в вопросах присвоения результатов чужого труда и ратных подвигов, плели интриги в целях захвата не только власти и привилегий, а просто лишнего куска мяса. Нельзя не отметить, что преодоление рисков содействовало прогрессу человечества. Первобытное общество

История древнего мира содержит примеры глубоко продуманного государственного строительства в области обороны, безопасности и общественного порядка. Одними из первых организаторов профессиональной полицейской службы стали римские императоры Август (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.) и Тиберий (14-37 гг. н.э.). Август впервые в истории ввел должность префекта Рима, на которого возложил не только функции градоначальника со всеми вытекающими последствиями, но и обязанность охраны порядка и спокойствия, а также надзора за благонадежностью всех, кто проживал в столице империи. Август подчинил префекту Рима три «городские когорты», вооруженные легким оружием, которые использовались для выполнения многообразных функций внутри мегаполиса. Император Тиберий провел существенную реорганизацию общей структуры армии и сил безопасности, в результате которой они приобрели четкую структуру. Август Тиберий Древний мир В Древнем мире любая деятельность по производству работ, товаров и услуг обеспечивалась ее собственниками и государственными институтами. Примеры этому мы найдем в любой из древних цивилизаций.

Вершину пирамиды занимала личная охрана императора – Преторианская гвардия в составе 9 когорт общей численностью 9000 человек. Гвардия состояла из тяжелой кавалерии, тяжелой пехоты и располагала всеми видами вооружения. Ниже в системе иерархии располагалась полиция – «городские когорты», которая подчинялась префекту Рима, в составе 3 когорт общей численностью 3000 человек. Полиция состояла только из пехоты и располагала легким вооружением. Префект полиции Префект гвардии 3 когорты 9 когорт чел чел. Третье место в общей иерархии занимали когорты «бодрствующих», в составе 7 когорт численностью 7000 человек, которые подчинялись префекту Рима и выполняли функции пожарной охраны и ночной полиции. Боевого оружия не имели. Префект «бодрствующих» 7 когорт чел.

Место в основании пирамиды занимала собственно римская армия. Она состояла из легионов, каждый из которых состоял по штатам из 10 когорт, каждая из которых состояла из 1000 человек. Таким образом в легион входило человек. Численность армии колебалась от до человек. Армия состояла из легкой и тяжелой пехоты, кавалерии и располагала всеми видами вооружения. Армия всегда располагалась за пределами Рима. Ветераны армии могли претендовать на продвижение в когорты «бодрствующих», затем в «городские когорты» и только единицы – в личную гвардию императора, где денежное содержание было намного выше, а срок службы – на 5 лет короче. Народный трибун Римская армия 10 когорт 1 легион легионов чел чел. Римская армия не имела права приближаться к Риму без разрешения сената (в республике) или императора (в монархии).

Средние века Данный период истории человечества в области государственного строительства и правоохранительной деятельности был, безусловно, огромным упадком по сравнению с величайшими государствами древнего мира. При императоре Тиберии, к примеру, в 14 году н.э «бодрствующих» охраняли ночной покой древнего Рима. В Лондоне же, должность уличного стража для охраны порядка в ночном городе была введена только в 1663 году (спустя 1649 лет!). Причем, на эту работу принимались пожилые люди, которые уже не могли выполнять других функций.

Обеспечение безопасности в отечественной истории До начала царствования Ивана IV в Московии центральная власть не обладала полномочиями по организации системы борьбы с общеуголовной преступностью. С утверждением известного Судебника Ивана Грозного (1550 год) дела о «ведомых разбойниках» были изъяты из ведения земских властей и переданы вновь созданным единообразным государственным институтам. Дворяне из своего числа в каждом уезде избирали «губных старост», которым поручали борьбу с «лихими людьми» и разбоями. На «черных землях» эта функция возлагалась на «земских старост», они избирались сельским населением – «черносошным крестьянством». В городах функция борьбы с разбоями и поддержание порядка становилось задачей новых служилых людей - «городничих». Налицо все признаки децентрализации функции и вовлечения всех слоев общества в борьбу с наиболее опасным видом преступлений. Однако государь Иван Васильевич IV был весьма не прост. На его счету полная централизация борьбы с инакомыслием – создание Приказа тайных дел во главе с Малютой Скуратовым. Ему же принадлежит и идея учреждения опричнины.

Однако в летописях уже с 1571 года упоминается Разбойный приказ, как учреждение при центральной власти, осуществлявшее координацию действий в сфере борьбы с общеуголовной преступностью. Приказ эффективно действовал вплоть до 1687 года (почти 120 лет), когда его функции в ходе реорганизации были переданы в компетенцию Земского приказа. В 1669 году была также проведена реформа наименований выборных лиц и вместо странных для нашего слуха «губных старост», «губных целовальников» и «земских ярыжек» появились новые должностные лица – сыщики. Напомним для сравнения, в 1663 году в Лондоне впервые была учреждена должность уличного стража. И только в 1829 году констебли, как первые профессиональные служащие полиции, приступили к патрулированию столицы Британской империи (спустя 1800 лет после римлян!). Они не имели оружия (кроме дубинки) и их первыми оппонентами стали не только преступники, но и военнослужащие армии и работники пожарной охраны. И те, и другие опасались, что вновь созданная полиция станет их опасным конкурентом в вопросах борьбы с пожарами и поддержании порядка в стране в мирное время. Эти подозрения имели под собой основания, ведь в Туманном Альбионе всегда хорошо считали деньги. Однако британский парламент долго сдерживал рост численности полицейской службы, так как, якобы, не видел безупречных аргументов в поддержку ее эффективности. Однако положительное решение все-таки было парламентом принято, но уже не в связи с ростом преступности, а под влиянием опасности появления гражданских беспорядков.

Широкое привлечение общественности к борьбе с «лихими людьми» продолжалось в России вплоть до Петра I. Царь- реформатор сказал свое веское слово и в этой области – в 1718 году учредил полицию, а в 1721 году была организована пожарная охрана. Начиная с этого периода в Российской Империи милиционная система обеспечения безопасности, правопорядка и борьбы с преступностью более не применялась. Функции по обеспечению безопасности предпринимательства выполняли государственные институты. Полицейские органы поддерживали общественный порядок и вели сыскное дело. Охранное отделение императорской канцелярии и подчиненный ему отдельный корпус жандармов вели борьбу с заговорами, инакомыслием, иностранным шпионажем и освещали обстановку в стране и вооруженных силах. Казачьи войска, выполнявшие в мирное время функции вспомогательной полиции, разгоняли митинги и манифестации, стачки и забастовки. В зависимости от приказа действовали либо кнутом, либо шашкой. Сотни тысяч людей находились в тюрьмах, ссылке и на каторге, где они были под присмотром государственной системы исполнения наказания. Каких-либо предпосылок к передаче государственных полномочий в данных областях в руки общественности в тот период российской истории не прослеживается.

С.Ю. Витте писал по поводу «железнодорожных королей», что поскольку значительная часть их капиталов гарантировалась государством, в сущности, они «заняли свое положение в значительной части благодаря случайностям, своему уму, хитрости и в известной степени пройдошеству». «Железнодорожные короли» Сергей Юльевич Витте, Председатель Совета Министров Карл Федорович фон Мекк Карл Федорович фон Мекк Савва Иванович Мамонтов Иван Сергеевич Блиох Иван Сергеевич Блиох Самуил Соломонович Поляков Самуил Соломонович Поляков Петр Ионович Губонин Петр Ионович Губонин V этап

На фотографии изображены офицеры и нижние чины Отдельного корпуса фельдъегерской связи, 1914 г. Корпус отвечал не только за доставку государственной корреспонденции, но и выполнял функции инкассации ценностей. На фотографии изображены нижние чины полиции (городовые).

Вплоть до XIX века функции охраны собственности и борьбы с преступностью оставались в руках государства. Никто и не думал о передаче каких-либо полномочий обществу. Впервые это произошло в Соединенных штатах Северной Америки, где по финансовым соображениям отдельные полицейские полномочия были делегированы. Так появился институт шерифов (муниципальная выборная полиция), а в последующем и первое детективное агентство Алана Пинкертона, взявшее на себя функцию защиты бизнеса от некоторых угроз. Этот предприимчивый человек родился в семье полицейского сержанта в Глазго (Шотландия) и в 1842 году эмигрировал в США. В 1846 году жители городка Данди избрали его своим шерифом. Через 4 года он основал частное детективное агентство, которое стало специализироваться на расследовании краж. Компания была названа Pinkerton Detective Agency. Эмблемой агентства стал открытый глаз, а девизом: «Мы никогда не спим». Алан Пинкертон впервые ввел практику применения фотографии при розыске преступников и в криминалистике, а также подробное описание разыскиваемых лиц. Наиболее известные достижения агентства вошли в историю. В 1861 году в Балтиморе детективы агентства предотвратили покушение на президента Авраама Линкольна. Они также сумели разыскать и арестовать организаторов кражи долларов в железнодорожной компании Adams Express. Alan Pinkerton

Начиная с 1850 года мир существенно изменился. Частные (негосударственные) службы безопасности, успешно осваивая рынок профильных товаров, работ и услуг, стали объективной реальностью и существенным фактором обеспечения безопасности бизнеса, общественного порядка и государственной безопасности практически во всем мире. Сейчас это достаточно эффективная отрасль мировой экономики, в которой работают миллионы женщин и мужчин. Она предоставляет рабочие места не только тем, кто завершил службу в государственных силовых структурах, но и представителям многих других профессий, которые долгое время считались «чисто гражданскими». Сегодня агентство Пинкертона все еще на рынке, но принадлежит уже не потомкам известного детектива, а шведской фирме Securitas AB, в которой работает более 300 тысяч человек, а активы по итогам 2010 года составили свыше 32 млрд. шведских крон. Сегодня это крупнейшая в мире частная компания силового бизнеса (промышленность безопасности), зоной обслуживания которой является бизнес в Северной и Южной Америке, Европе, Азии и Африке. Будучи основанной в 1934 году, фирма активно действует на рынке уже почти 80 лет.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СМЕЖНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

Главными проблемами общей теории безопасности являются: Обзор научных знаний о проблемах безопасности, их классификация, выявление мировоззренческой основы, уровня развития, особенностей различных теорий безопасности, в том числе обоснование необходимости и возможности общей теории безопасности и решаемых ею задач; Решение методологических проблем общей и специальных теорий безопасности, в частности отбор и оценка исследовательских подходов, приемов, методик, позволяющих более эффективно разрабатывать проблемы безопасности; Анализ и определение наиболее фундаментальных понятий, которыми оперируют теории безопасности, а соответственно и общая характеристика отражаемых этими понятиями явлений; Философско-социологическая и политологическая характеристика природы и сущности опасностей, порождаемых социальными силами и факторами, разработка социально-политических концепций безопасности, сравнительный анализ систем безопасности и методов ее обеспечения. Место общей теории безопасности в системе научных знаний Общая теория безопасности имеет отношение к общественным, естественным и техническим наукам, поскольку каждая из этих областей знаний прямо или косвенно связана с вопросами безопасности. В свою очередь, сама она не является исключительно общественной, естественной или технической наукой, но несет в себе признаки каждой из них. По своему научному статусу общая теория безопасности представляет особое направление исследований, нацеленных на решение стыковой, комплексной проблемы. По типу она сходна с общей теорией систем, теорией конфликтов, общей теорией управления, теорией самоорганизации, теорией катастроф. В сфере предпринимательской деятельности специальная теория безопасности, естественно, напрямую связана с теорией и практикой менеджмента. А, может быть, является его интегральной составляющей.

ЗАРОЖДЕНИЕ БИЗНЕСА И ФУНКЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ

Зарождение теории предпринимательства обычно связывают с именем ирландского ученого Ричарда Кантильона, который ввел в оборот понятие предприниматель и выделил предпринимательство как особую экономическую функцию. Ричард Кантильон ( ) разбогател, будучи купцом в Лондоне, став затем банкиром в Париже. Его известный труд был издан в Лондоне только в 1755 г. Кантильон, будучи успешным практиком, справедливо считал, что расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары подешевле и продавать их подороже. Именно субъектов этих отношений он назвал предпринимателями. По Кантильону, предприниматель – это человек, подвергающий себя риску непостоянных доходов: крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий, но не рабочий и государственный чиновник с постоянным жалованием и не земельный собственник, получающий ренту.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ст. 2, п. 1, абз. 3) «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Из этого понятия вытекают следующие особенности: Самостоятельность Инициативность Рискованность Материальная заинтересованность Законность Самостоятельность Инициативность Рискованность Материальная заинтересованность Законность Так что же такое предпринимательская деятельность в современном понимании?

Неопределенность предпринимательской среды Ограниченность ресурсов организации Причины предпринимательского риска Сущность предпринимательского риска Опасности: Перерасход ресурсов Недополучение доходов Дополнительные расходы Отклонения: Несоответствие результатов деятельности плановым показателям Угроза потери сверх бюджета Последствия: Денежные убытки Потери ресурсов Недополучение ожидаемых доходов

Неопределенность предпринимательской среды обусловлена следующими факторами: Нестабильностью макросреды рыночных отношений Неопределенностью политической и социальной ситуации Отсутствием полной и достоверной информации о внешней среде Ограниченной возможностью человека воспринимать информацию Случайностью появления неблагоприятных событий в процессе предпринимательской деятельности Противодействием участников рынка

Тезис 1 Тезис 2 Тезис 3 Тезис 4

Доминирующие факторы внешней макросреды бизнеса: Условия быстрых перемен Проблема дефицита информации Эффект глобализации Эффект глобализации 123

СТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Безопасность личности Безопасность личности Безопасность общества Безопасность общества Безопасность государства Безопасность государства Развал СССР проходил на фоне: открытый парад суверенитетов, паралич властной вертикали, массовые общественные проявления, беспорядки и вооруженное противостояние, убийства, акты насилия и погромы, агония огромной страны, политический, экономический и продовольственный кризисы, миграция миллионов людей, неудавшаяся попытка государственного переворота (ГКЧП), девальвация морально-этических ценностей и повсеместная трагедия маленького человека. Специфика новейшего этапа истории России

Особенности становления рыночной экономики в России в 1990 годы

Угроза олигархической системы Либерально-демократическая система Социалистическая формация Монополистический капитал (олигархия) Вектор намерений Вектор реалий

Структура экономики СССР Отраслевые пирамиды Совет министров СССР ЦК КПСС Министерства и ведомства Госплан СССР

Отраслевые пирамиды Либерально-демократическая система Монополистический капитал (олигархия) Олигархические группы Структурная политика Вектор намерений Вектор реалий

Олигархические группы Лоббирование своих интересов Приватизация промышленности Приватизация финансов Временное пренебрежение конкуренцией между собой и объединение в интересах получения реальной власти Группа политических задач Группа экономических задач Прямое влияние на власть Олигархический центр Монополизация СМИ Монополизация политических партий Монополизация НПО Монополизация сетей

Этапы мирного демонтажа олигархической системы Прямое влияние на власть Монополизация СМИ Монополизация политических партий Освобождение Монополизация НПО Ликвидация Монополизация сетей Минимизация влияния Олигархический центр Изолированные олигархи Минимизация влияния Удаление из общественной жизни Ликвидация

ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ БИЗНЕСА

Под безопасностью предпринимательской деятельности мы понимаем - Состояние защищенности субъектов бизнеса от рыночных рисков, а также внутренних и внешних угроз, которое позволяет гарантировать соблюдение законных прав и интересов предпринимателей, работников и потребителей, сохранность объектов собственности и существующих производственных отношений, а также социальных стандартов общества.

ИЕРАРХИЯ УРОВНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ

o Глобальная безопасность o Региональная безопасность o Безопасность государства o Безопасность региона в государстве o Безопасность муниципального образования o Безопасность предприятий o Безопасность общественных объединений o Безопасность семьи o Безопасность человека

Глобальный уровень безопасности Глобальные угрозы человечеству

Обострение противоречий и конфликтов С одной стороны, население Земли быстро растет (по прогнозам, до 10 млрд. чел. В 2020 г.). С другой стороны, Запад переживает техногенную фазу постиндустриализма – безудержного поглощения природных ресурсов, техногенного изматывания человека и биосферы. На долю развитых стран «золотого миллиарда» приходится большая часть потребления ресурсов и загрязнения биосферы. Например, только 5% населения Земли, живущие в США, расходуют около 26% энергии и обеспечивают 35% загрязнений окружающей среды. Тонкий слой земли и воды – биосфера не выдерживает такого давления (пример – глобальное потепление). Глобальные проблемы обостряют интенсивное промышленное развитие Китая, России, Индии, Бразилии и многих других стран. Биосфера быстро меняется под воздействием человеческой активности и потребления. С деградацией биосферы падает экономическая и социальная стабильность. Большинству стран третьего мира не хватает средств, чтобы увеличить потребление. В их общественном сознании растет ощущение неравенства, ведущее вначале к преступности, а затем и к терроризму. Повышение потребления и ощущение неравенства усиливаются быстрым ростом телекоммуникаций. Вызовы глобальной безопасности

Факторы глобального потепления Нет полной ясности в отношении степени влияния разных факторов на глобальную экосистему. Например, некоторые исследователи утверждают, что причина глобального потепления – долголетние циклические изменения (периоды глобального потепления, сменяемые ледниковыми периодами) Вероятно, так могло быть в прошлом, когда на Земле отсутствовал новый глобальный фактор – антропогенный, который в состоянии не только оказать влияние на температурный баланс, но и прекратить жизнь на нашей планете раз и навсегда Большинство исследователей считает, что главная причина – избыток двуокиси углерода из-за сжигания топлива, а также высвобождение других газов, приводящих к парниковому эффекту. Исследования показывают, что от 50 до 80% этого эффекта – результат промышленного производства Еще один важный фактор глобального потепления – ежегодная гибель более 150 тыс. кв. км тропических лесов. Потерянные леса могли бы поглощать часть продуктов сгорания за счет фотосинтеза. Гибель лесов приводит к уменьшению дождей в саваннах (степях) и расширению пустынь В совокупности с уменьшением дождей на саванны губительно влияет их чрезмерное использование для выпаса животных. В результате, пустыни расширяются со скоростью не менее 65 тыс. кв. км в год Вызовы глобальной безопасности

Миграция и социальная нестабильность Еще один из факторов множества проблем тропического пояса – рост населения, которое в 2009 г. превысило все население Земли в 1965 г. Темпы рождаемости, смертности, миграции и социальная нестабильность взаимосвязаны. За последние 50 лет смертность в тропических странах значительно снизилась вследствие вакцинации, новых типов зерновых и снабжения продуктами питания (особенно зерном) извне, в периоды Рождаемость падала намного медленнее. Женщины стали жить дольше. Возросло общее число детей, рожденных одной женщиной. В результате население в тропических и субтропических странах за последние 50 лет утроилось, чего нельзя сказать о зоне умеренного климата В начале 1960-х годов некоторые регионы Африки периодически зависели от импорта зерна. В начале XXI века они нуждаются в гуманитарной помощи зерном каждые второй-третий год Изучение диктатур и военных режимов правления в тропических странах показывает, что авторитарные механизмы усиливаются до тех пор, пока не обеспечивается безопасность и благосостояние растущего населения. Но население не может расти бесконечно. Рано или поздно баланс достигается за счет уменьшения рождаемости, роста смертности и перемещения (миграции) населения Вместе с тем, эмиграция не приводит к ликвидации перенаселенности. Население тропических стран продолжает стремительно расти и быстро восполняет утечку населения в другие регионы Вызовы глобальной безопасности

Проблема повторяющихся циклов насилия Проблема поднята в докладе Всемирного банка по итогам 2011 года, где отмечено, что многие страны и регионы имеют сегодня дело с повторяющимися циклами насилия, слабости государственного управления и нестабильности Во-первых, конфликты часто являются не одиночными, а длящимися и возобновляющимися: 90% войн последнего десятилетия происходили в странах, уже переживших гражданскую войну в течение последних 30 лет Во-вторых, угрозу для развития несут в себе и новые формы конфликтов и насилия: многие страны, например Гватемала, Сальвадор, ЮАР, в которых удалось заключить мирные договоры, положившие конец крайне жестоким политическим конфликтам, переживают сегодня волну уголовного насилия, препятствующего их развитию В-третьих, различные формы насилия связаны между собой. Политические движения могут получать финансовую подпитку за счет преступной деятельности, как это происходит в Демократической Республике Конго и Северной Ирландии. Банды уголовников могут способствовать политическому насилию в предвыборный период, как это было на Ямайке и в Кении. Международные политические движения поддерживают недовольных внутри страны, как, например, в Афганистане и Пакистане В-четвертых, недовольство может перерасти в настоятельные требования перемен и повысить риск жестких конфликтов в странах, где политические, социальные или экономические преобразования отстают от ожиданий общества Вызовы глобальной безопасности

Проблема передела сфер влияния Эта проблема в современном мире также крайне важна для понимания глобальных процессов. После развала Советского Союза и Варшавского договора возникший военный, политический и экономический пробел на бывшем постсоветском пространстве стал быстро заполняться – многие страны бывшего социалистического содружества уже стали членами ЕС и НАТО. Северо-Атлантический союз, не смотря на отдельные реверансы в стиле «партнерство ради мира», совместных учений и борьбы с терроризмом, по-прежнему не «перенацелен с потенциального врага» На этом фоне, в условиях отсутствия выраженной военно- политической многополярности современного мира, все более активно проявляет себя политика США, как единственной реальной сверхдержавы, стремящейся к достижению собственных целей за пределами своей территории с использованием военной силы. Анализ этих акций позволяет рассматривать как возможный мотив – поддержание геополитической стабильности США Имеются данные об использовании США в своих интересах ряда международных организаций или их функционеров. Ряд зарубежных авторов, посвятивших себя проблемам конспирологии, активно аргументируют свои утверждения о существовании тайных обществ, никем не избранного мирового правительства, определяющих пути развития цивилизации в интересах деловых и политических кругов стран Запада, прежде всего, США и Великобритании Вызовы глобальной безопасности

Региональный уровень безопасности Региональные угрозы

Иначе - наднациональный уровень, к примеру: o Северная Америка o Южная Америка o Европейский Союз o Африка o Австралия и Океания o Ближний Восток o Страны Индокитая o Другие… ШОС ЕС АС СЕАТО СЕНТО НАТО

Безопасность государства Угрозы государственной безопасности

Ситуация отсутствия безопасности не только сохраняется, но и, как показывают исследования, превращается сегодня в одну из главных проблем развития ряда государств. По данным Всемирного банка полтора миллиарда человек живут в районах, страдающих от нестабильности, конфликтов или масштабного организованного насилия, и ни одной из нестабильных или затронутых конфликтами стран с низким уровнем дохода пока не удалось достичь ни одной из целей ООН в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия По сравнению с населением других развивающихся стран, для жителей нестабильных или затронутых конфликтами государств вероятность недоедания населения выше более чем в два раза, угроза смерти детей в возрасте до пяти лет, выше в два раза, а вероятность нехватки питьевой воды – выше более чем в два раза. В среднем, в стране, сталкивавшейся в период с 1981 по 2005 годы с серьезными проявлениями насилия, уровень бедности на 21 процентный пункт выше, чем в стране, где насилия не было Нет сомнения, что целый ряд свергнутых за последние два года политических режимов в арабских странах в собственных концепциях национальной безопасности даже не допускал возможности того, что кто-то позволит себе покуситься на власть, которая от Аллаха Точно так же кризис, разразившийся в благополучном ЕС, показал всем, что он произошел не потому, что северяне – трудоголики, а южане – ленивы от природы. Он показал, что «неустойчивое равновесие» может стать уделом сильных и благополучных государств Безопасность на национальном уровне

Что будет в Сирии? Кому нужны достоверные данные о применении химического оружия? Начнется «гуманитарная операция» по защите прав «оппозиционера»? Вооруженные силы США вместе с Аль-Каидой свергнут Башара Асада? Как это повлияет на состояние национальной безопасности Сирии? Станет ли это гуманитарной катастрофой регионального масштаба? Что станет с экономикой этой арабской страны и ее бизнесом? Сможет ли помешать катастрофе мировое сообщество? Существует ли экономическая подоплека этих событий? ?

Национальный уровень. Факторы внешней среды. Для России характерна своя картина происходящего. Однако вопросы формирования и динамичного развития Стратегии национальной безопасности и для нашего государства имеют первостепенное значение. Стратегия включает в себя принципиальные элементы внутренней, военной и внешней политики страны, интегрированные в единый взаимосвязанный курс, который ориентирован на объединяющие народы страны цели в отношении ее внутреннего устройства и положения в системе других государств. Современный мир находится в процессе перехода от глобального силового противостояния двух сверхдержав и руководимых ими военных союзов к новому постконфронтационному международному порядку. Его главная черта – усиление тенденций формирования многополярного мира, что проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств, их интеграционных объединений, росте экономической взаимозависимости, совершенствовании механизмов многостороннего управления международными политическими, экономическими, финансовыми процессами. Значение военно-силовых факторов в международных отношениях сохраняется, однако все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Одновременно обостряется международная конкуренция за обладание природными, технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом президента, определена система стратегических приоритетов, целей и мер внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Стратегия связана с Концепцией долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Стратегия рассматривает тенденции развития современного мира, определяет национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты, задачи обеспечения национальной безопасности (оборона, государственная и общественная безопасность, качество жизни граждан, экономический рост, науку, технологии и образование, здравоохранение, экологию живых систем и рациональное природопользование, стратегическую стабильность и равноправное стратегическое партнерство), намечает организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации стратегии, дает основные характеристики состояния национальной безопасности. Национальный уровень. Российская Федерация.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом президента РФ 537 от 12 мая 2009 года: «Национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства…» «Угроза национальной безопасности – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства…»

Обеспечение развития человека, повышение качества и уровня его жизни, общественной и личной безопасности Единство экономического пространства, преодоление спада производства и переход к экономическому росту Гарантированная государством свобода демократического развития общества, установление надежного гражданского мира и национального согласия Сохранение суверенитета, территориальной целостности, незыблемость федерального устройства Национальные интересы России

Децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения) Уровень безработицы (доля от экономически активного населения) Уровень роста потребительских цен Уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта (ВВП) Уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования в процентном отношении от ВВП Уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники; уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами Основные характеристики состояния национальной безопасности

Основные угрозы национальной безопасности Кризисное состояние экономики Разрушение научно-технического потенциала Повышение уровня бедности и имущественной дифференциации населения Низкий уровень крупномасштабных инвестиций Истощение природных ресурсов и ухудшение экологической ситуации Сохранение угрозы национализма, национального и регионального сепаратизма Угроза криминализации общества и хозяйственной деятельности Угроза деградации нравственного, духовного и творческого потенциала общества Угроза физическому здоровью нации

ОБЩЕСТВО Политическая система ВЛАСТЬ Экономическая система ЭКОНОМИКА В рамках теории безопасности социально- экономических систем выработана когнитивная модель федеральной социально-экономической безопасности на основе адаптивных архетипов экономических и социальных отношений, предложенного алгоритма координации политико-экономической системы, а также выявленной взаимосвязи и динамики тоталитарной, либерально-демократической и олигархической систем управления современным обществом. Названная теория исходит из того, что либерализация в России политики, экономики и социальной сферы явилось преодолением системной регрессии, ставшей следствием динамики социалистической системы в конкретно-исторических условиях. По сути, централизованное управление производством, распределением и обменом материальных жизненных благ происходило в интересах отдельных работников, в ущерб всей общественно-экономической формации развитого социализма. Производственные отношения, считавшиеся прогрессивными, перестали соответствовать уровню развития производительных сил. Теория безопасности социально- экономических систем

ЦЕНТР (ХОЗЯИН) Экономический архетип «Хозяин» IK F P Прогноз ДАЛЬНОВИДНЫЙ РАБОТНИК – производительная сила Продукт Стимул Внешняя среда Капитал (ресурсы, средства производства) Задание (план, норма) K – распоряжение капиталом P – планирование заданий F – стимулирование I – процедуры обучения

Внешняя среда Формирование нормы оценки, I Оценивание, F ДАЛЬНОВИДНЫЙ РАБОТНИК УЧЕНЫЙ Норма Оценка Капитал Социальный архетип «Ученый»

Социальный архетип «Ученик» ДАЛЬНОВИДНЫЙ РАБОТНИК УЧЕНИК Формирование нормы оценки, I Указание Оценивание, F Норма УЧИТЕЛЬ Внешняя среда

Экономический архетип «Руководитель» РУКОВОДИТЕЛЬ ЦЕНТР (ХОЗЯИН) P F I ДАЛЬНОВИДНЫЙ РАБОТНИК K Прогноз Внешняя среда Капитал (ресурсы, средства производства) Задание (план, норма) Стимул

Социальные и экономические архетипы в социальной политико-экономической системе СТРАТА УЧЕНЫХ ОБЩЕСТВО НПОСети ПартииСМИ Ученики Страта учеников Страта учителей ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Страта дальновидных политиков ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЛАСТЬ ВНЕШНЯЯ СРЕДА ЭКОНОМИКА Страта работников (людей дела) Страта учеников Страта учителей Страта руководителей Страта ученых Страта хозяев

Безопасность региона в государстве Угрозы региональной безопасности

Безопасность на уровне регионов и муниципальных образований Республики Области Города федерального значения Края Автономная область Автономный округ Регионы – субъекты Федерации Координация и взаимодействие Федеральные округа Муниципальные образования Федеральное государство

Тенденция не определять конкретные объекты Стремление неограниченно расширить предмет Перед обсуждением моделей обеспечения безопасности российского региона необходимо напомнить новейшую историю. Она состоит в том, что вслед за развалом Советского Союза должен был последовать и развал (деформация) входивших в его состав республиканских образований. К примеру, на месте Грузинской ССР образовались суверенная Грузия и две самопровозглашенных республики (Абхазия и Южная Осетия). А ведь есть еще Аджария, которая пока уклонилась от активных сепаратистских действий, но что будет дальше, пока неизвестно. Дальше еще больше – отдельные представители так называемых «грузинских этносов» не всегда согласны с тем, что крупнейший этнос «картли» занимает лидирующие позиции. Региональные системы безопасности

Русские Республика Молдова Молдаване Гагаузы Украинцы Молдавская ССР Грузия Азербайджан Армения Таджикистан Узбекистан Киргизия Казахстан Украина ПМР Осетины Абхазы Аджарцы Курды Русины Геополитические проблемы Республика Румыния Русские

Взять суверенитет в том объеме, который окажется по силам Российская Федерация Парад суверенитетов Татарстан Башкортостан Ичкерия Чеченская Республика Ингушетия Северная Осетия-Алания Свердловская область Челябинская область Конфедерация Суверенитет Конфликт Угроза дальнейшего распада

Внешние угрозы региональной безопасности Расшатывание целостности Территориальные претензии Ослабление связей с соседями Неустойчивость государственных структур власти в сопредельных регионах Вооруженные конфликты в сопредельных государствах Сужение роли субъекта федерации в государственных делах Преступность и терроризм Причины этих угроз Глубокий системный кризис Формирование нового общественного устройства Трения на национальной почве Организованная преступность и коррупция Напряженность в отношениях власти, общества и личности Особое внимание уделяется необходимости предупреждения вызовов международного терроризма, проявления которых угрожают жизнедеятельности населения. В соответствии с моделью региональной безопасности, угрозы могут проявляться в политической, социальной, экономической и природно-техногенной сферах.

Внутренние угрозы региональной безопасности Внутренние социальные угрозы (падение реальной зарплаты и снижение уровня жизни; дороговизна услуг первой необходимости; ухудшение здоровья и сокращение населения, затруднение доступа к медицинской помощи, организованному отдыху; расхождение представления большинства населения и администрации региона о целях, путях, средствах и способах развития; рост преступности, разводов, безнравственности и аморальности) Внутренние политические угрозы (нежелание региональных властей считаться с ростом недоверия к ним, неспособность своевременно корректировать политику и поведение; рост числа незаконных, насильственных и экстремистских выступлений) Внутренние экономические угрозы (коррупция в органах региональной власти, проникновение в них преступных элементов и негативные тенденции в приватизации и финансово-банковской сфере; организованная преступная деятельность в экономике, проникновение криминального капитала в легальный бизнес; экономическая преступность, контрабанда и незаконный вывоз капиталов и сырья; преступления в финансовой сфере, фальшивомонетничество и незаконные операции с ценными бумагами и вкладами населения) Внутренние природно-техногенные угрозы (внезапное обрушение зданий и сооружений; аварии на электроэнергетических и коммунальных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях; аварии на опасных объектах; оползни, сели, обвалы)

Цель системы региональной безопасности Объединение усилий региональных органов управления, сил и средств для реализации социально-экономических и природоохранных программ, обеспечения условий общественно приемлемой безопасности личности, населения, экономики и региона в целом от угроз в мирное и военное время. Подсистемы региональной безопасности Образуют иерархическую структуру, отражающую взаимосвязь региональных интересов и целей. Она включает в себя совет безопасности региона, подсистемы по видам и типам угроз, региональную систему центров безопасности и ситуационных центров. Неотъемлемой составной частью региональных систем безопасности должны стать модели и технологии муниципальной и корпоративной безопасности. По этой причине они иерархически должны быть увязаны в единую систему безопасности: a)Государство – b)федеральный округ – c)регион – d)муниципальное образование – e)учреждение/предприятие/организация А как к этому относится гражданское общество? Каковы роль и место личности в системе региональной безопасности?

Безопасность муниципального образования Угрозы местной безопасности

Централизованная модель местной социально-экономической безопасности Гарант национальной безопасности Местная экономика Внешняя среда Гарант региональной безопасности МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ Страта местных ученых Страта местных учителей Страта местных учеников Сети ПартииНПОСМИ Местная политическая система Местные власти

Безопасность предприятия Угрозы безопасности предприятия

Предпринимательская деятельность, как один из видов человеческой деятельности имеет собственный, специфический набор рисков, угроз и путей обеспечения безопасности субъектов, которые будут детально и во взаимосвязи на уровне компаний и холдингов рассмотрены во всех разделах курса «Безопасность предпринимательской деятельности». Безопасность субъекта бизнеса Малое предприятие Индивидуальный предприниматель Холдинг Предприятие промышленности Предприятие транспорта Предприятие связи Предприятие торговли ЗАО Предприятие сферы услуг ОАО Банк ГУП Страховая компания

Однако пришло время, когда наш бизнес стал более цивилизованным. Тогда стало понятно, что функция безопасности в бизнесе, это его неотъемлемая часть, один из междисциплинарных инструментов менеджмента, способный предотвращать или минимизировать угрозы, управлять предпринимательскими рисками. Это функция, которая имеет отношение ко всем сферам предпринимательской и сопутствующей деятельности, без эффективной реализации которой невозможно успешное и полноценное развитие бизнеса. Как только пришло понимание этого, так сразу возникла необходимость, как можно более полно, описать функцию в ее современном состоянии, выявить основные особенности и помочь отрасли безопасности перейти на новый качественный уровень развития. Они знают, зачем нужна эффективная служба безопасности в реальном секторе

Безопасность общественных объединений Угрозы безопасности общественных объединений

Безопасность семьи Угрозы безопасности семьи

Безопасность человека Угрозы безопасности человека

ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Объект безопасности Субъекты безопасности Механизмы безопасности Практические действия по обеспечению безопасности Его безопасность обеспечивают Они обеспечивают безопасность

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Личность ОбществоГосударство Гражданские институты Культура Образование Здравоохранение Общественные объединения Политические партии Неприкосновенность границ Территориальная целостность Конституционное устройство Единство законодательства Природные богатства Организация управления Каждый имеет право на жизнь (статья 20) Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (статья 21) Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22) Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23) Жилище неприкосновенно (статья 25) Конституция Российской Федерации Почему, прежде всего, приоритет интересов личности?

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Нормативные документы ООН и международных организаций Межгосударственные соглашения Конституционные законодательные акты государств Национальные законодательные акты общего характера Национальные законодательные акты специального характера Региональные законодательные акты Подзаконные нормативно-правовые акты Нормативно-правовые акты министерств и ведомств Нормативно-правовые акты юридических лиц

ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА

Предмет, задачи и система курса Предметом настоящего курса является изучение современного состояния функции управления безопасностью в структуре бизнес-менеджмента. Задачу курса можно определить как понимание сфер применения и специфики многообразных отраслей безопасности, создания, развития и управления ее сложными системами. Система курса «Управление системами безопасности бизнеса» состоит из 14 укрупненных тем, сгруппированных в 7 разделов. Их раскрытию будет посвящено 144 академических часа, в том числе лекции (26 часов), семинары (6 часов) и практические занятия (4 часа) с приглашением квалифицированных специалистов. 104 академических часа выделено на самостоятельную работу студентов (изучение основной и рекомендованной литературы, нормативных актов, подготовка итоговых рефератов). Предлагаемая программа методологически построена по принципу динамичного продвижения от простого к сложному, от общего к частному и снова к общему, но уже на более высоком уровне понимания. Разработчики курса не только ученые и преподаватели, но и, в первую очередь, практические специалисты в сфере безопасности бизнеса. По этой причине лекционный материал насыщен бизнес- кейсами. Разделы программы Вводная (первая) часть, которая рассматривает историю вопроса, предмет и систему курса (тема 1), угрозы предпринимательской деятельности (тема 2), противодействие угрозам, функции системы безопасности (тема 3) Вторая часть посвящена раскрытию проблем взаимодействия государственных и частных структур безопасности в нашей стране (тема 4) и за рубежом (тема 5) Третья часть курса описывает основные функции безопасности бизнеса: экономическую безопасность (темы 6-8), финансовую безопасность (тема 9), информационную безопасность (темы 10-12), физическую безопасность, включая частные охранные предприятия, ЧВОК, собственные подразделения охраны предприятий и службы инкассации (тема 13), инженерно-техническую безопасность (тема 14) и кадровую безопасность (тема 15) Завершающая (четвертая) часть дает понимание комплексной безопасности корпоративного бизнеса и основы управления сложными системами безопасности, а также необходимые знания о построении собственных служб безопасности предприятий, а также применение аутсорсинга в данной области деятельности (тема 16).

Коллектив авторов, подготовивший данный лекционный материал, поставил перед собой задачу объединить лучшие исследования и практические наработки, описать современное состояние отрасли обеспечения безопасности предпринимательской деятельности в комплексе, найти общие закономерности и дать рекомендации.