Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Факторы подразделяются на четыре группы: -образ жизни (55 % воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска); -наследственность ( 15%); -внешняя среда (20 %); -качество медицинского обслуживания (10 %). Слайд 1
основной фактор, формирующий здоровье Основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи: -сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение; -воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью. Программа кружка «Азбука здоровья» направлена на решение этих задач. Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. Слайд 2 1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни. 2. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний. 3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся. 4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления, улучшение осанки, профилактика плоскостопия. 5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма. Задачи :
К концу учебного года дети должны узнать: значение здорового образа жизни для качества жизни человека; факторы риска и факторы, укрепляющие здоровье; основные гигиенические требования к условиям учёбы, труда, быта, отдыха; причины основных заболеваний и их профилактику; основные правила рационального питания; влияние физических нагрузок на организм человека; способы сохранения и укрепления иммунной системы человека; основы строения, функции, гигиену органов чувств и восприятия; правила поведения в природе; в быту, на проезжей части, при пожаре. понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «иммунитет», «медицина», «гигиена», «фитотерапия»; наиболее распространённые лекарственные растения и их свойства; правила сбора, сушки и хранения растительного сырья; ядовитые грибы и растения. Слайд 3
Кроме того, дети научатся: выбирать и отдавать предпочтение здоровой пище, одежде, обуви, аксессуарам; соблюдать режим дня; проводить самоанализ и самооценку своего физического и психического здоровья; предотвращать и оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях, вывихах и переломах, пищевых отравлениях, отравлениях угарным газом; придерживаться правил поведения в природе; в быту, на дороге. правильно заготавливать лекарственное сырьё; подготавливать сообщение, реферат, доклад; оценивать экологическое состояние помещения, учебного заведения, прилегающей территории; Слайд 4
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Секреты здоровья Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон – лучшее лекарство. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины. Попрыгать, поиграть Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов. Профилактика детского травматизма Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Правила поведения в природе. Слайд 5
Основные формы и методы реализации программы: рассказ, беседа, самостоятельная, практическая работа, игровые методы, диспут, конференция, демонстрации видеофильмов, экскурсии, прогулки на природе, проведение фитнес- занятий. Программа кружка рассчитана на один год обучения. Периодичность занятий один раз в неделю. Слайд 6