Реализация принципа интеграции образовательных областей при проведении прогулки.
«День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья.» Г.Сперанский
ЗАДАЧИ ПРОГУЛКИ: - ОКАЗАНИЕ ЗАКАЛИВАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ, - ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ, - ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ, - ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА. ЦЕЛЬ ПРОГУЛКИ: - укрепление здоровья, - профилактика утомления, - физическое и умственное развитие детей.
Структурные компоненты прогулки - наблюдение, - двигательная активность (подвижные и спортивные игры, физические упражнения); - труд; - индивидуальная работа с детьми по различным направлениям развития; - самостоятельная деятельность детей (игровая, продуктивная, исследовательская).
Пункт 12.6 Сан ПиН раздела «Требования к приёму детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям» : «Подвижные игры проводятся в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО»
При планировании наблюдения воспитатель продумывает: оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения; размещение детей; приёмы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемные ситуации); приёмы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнения, использование детского опыта).
ОПЫТЫ И ПОИСКОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ХОДЕ ПРОГУЛКИ: 1.«Тонет - не тонет» - испытывают на «плавучесть» игрушки из разного материала; 2. «Цветные льдинки» - замораживают окрашенную воду в разных формочках и украшают льдинками постройки из снега; 3. «Делаем дорожки и узоры на песке» - дети тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу из малой лейки без наконечника, или ведерка с дырочкой на дне, кулечка с небольшим отверстием, делая разные узоры; 4. «Делаем фигурки» - дети экспериментируют с разными формочками и материалами: мокрый и рассыпчатый снег, влажный и сухой песок.
5. «Цветной снег» - дети поливают уплотненный снег, тонкой стрункой окрашенной воды, рисуя узоры; 6. «Разные ножки бегут по дорожке» - дети экспериментируют, отпечатывая следы разной обуви на снегу, оставляя отпечатки игрушек с колесами или полозьями, изображают «трактор», протаптывая узкие и широкие дорожки игрушек; 7. «Волшебная вода» - смешивают подкрашенную воду и получают разнообразные «волшебные» цвета и оттенки; 8. «Ледяные узоры» - замораживание в воде узоров из камушков, бусинок, листьев и рассматривание их; 9. «Освобождение из плена» - размораживание различными способами маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей». 10.«Мир меняет цвет» - рассматривание окружающей природы, предметов через стекла разного цвета.
Варианты обращений к детям: - «Мы сделаем это вместе»; - «Давайте найдем общее решение»; - «Мне тоже интересно узнать об этом»; - «У меня это почему-то не получается»; - «Я забыла, как это можно сделать»; - «Кто может мне помочь в этом?».
Время двигательной активности детей на прогулке (подвижные игры и физические упражнения) На утренней прогулке: младшая группа – 6-10 мин. средняя группа – мин. Старшая и подготовительная группа – мин. На вечерней прогулке: - в младших и средней группах – мин., - в старших группах – мин.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА НА ПРОГУЛКЕ - дидактические игры по разным направлениям развития, - беседы с детьми, -рассматривание наглядного материала (альбомов, коллекций, наборов открыток и т.д.), - работу по развитию движений.
Трудовая деятельность на прогулке. Длительность трудовой деятельности: 5-10 минут - в младшем возрасте, минут -в старшем дошкольном возрасте. Формы организации труда детей на прогулке: индивидуальные трудовые поручения, работа в подгруппах, коллективный труд (старший дошкольный возраст).
Самостоятельная деятельность детей на прогулке (игровая, продуктивная, исследовательская). Может быть представлена: 1. разными видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, играми- забавами, народными, дидактическими); 2. изготовлением атрибутов, 3. рисованием на асфальте, песке, снегу, доске; 4. экспериментами и опытами с природными объектами и явлениями и др.
Образователь ная область Формы организации деятельности детей Познание Наблюдения за явлениями живой и неживой природы, Экспериментирование с объектами неживой природы (изучение свойств песка, воды, снега). Дидактические игры с природным материалом (в старших группах вводятся д/игры с элементами соревнований «кто быстрее?», «кто больше?») Создание коллекций (камней, лечебных трав, гербария и т.д.) Формы организации деятельности детей на прогулке.
Физическая культура. Здоровье. Подвижные игры (фронтальные, подгрупповые). Спортивные развлечения. Индивидуальная работа по развитию движений. Безопасность.Беседа (информационное сопровождение всех видов деятельности) о правилах соблюдения техники безопасности. Игры, тренинги по профилактике и предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Беседы о пожарной безопасности..
Коммуникация Беседы с детьми. Дидактические игры и упражнения по обогащению словаря. Речевые логические задачи. Словесные дидактические игры. Свободное общение детей. Музыка Театрально- игровая деятельность детей на прогулке в летнем театре. Музыкальное сопровождение наблюдений в природе, подвижных игр, спортивных соревнований. Хороводные игры с пением.
Труд Ежедневный труд на участке по наведению порядка. Труд на огороде, цветнике. Мастерская на улице в летний период. Изготовление атрибутов для игр. Художественно е творчество Рисование мелом на асфальте, палочками на снегу, различными графическими материалами на бумаге. Украшение участков к праздникам, тематическим дням. Мастерская «Умелые руки» (изготовление поделок, лепка и пр.) Создание построек в «песочном дворике», украшение построек из снега цветными льдинками и пр.
Художественная литература Чтение и рассказывание художественных произведений. Литературное сопровождение наблюдений, сезонных явлений, тематических прогулок.
Этапы прогулки, продолжительность Образовательные области Формы организации деятельности детей Подготовительный (30-40 мин.) Умеренная двигательная нагрузка Познание. Социализация. Физическая культура. Коммуникация. Наблюдения за явлениями природы (явлениями общественной жизни). Дидактические игры с природным материалом. Индивидуальная работа по развитию движений. Основной. (30-40 мин.) Высокая двигательная активность. Труд. Безопасность. Физическая культура. Труд на участке (цветнике, огороде). Подвижная игра с группой. Подвижная игра с подгруппой. Спортивные развлечения. Заключительный (30-40 мин.) Умеренная двигательная нагрузка. Социализация. Коммуникация. Физическая культура. Художественное творчество. Музыка. Сюжетно-ролевые игры. Беседы. Малоподвижные игры. Хороводные игры. Технологическая карта прогулки
Технологическая карта прогулки на тему «Космос» (подготовительная группа). Этапы прогулки, продолжительность Образовательные области Формы организации деятельности детей Подготовительный (30-40 мин.) Умеренная двигательная нагрузка Познание. Социализация. Физическая культура. Чтение художественной литературы. Коммуникация. Наблюдение за небом (сравнение с ночным небом). Дидактические игры с природным материалом «Создание коллекций космических минералов». Индивидуальная работа по развитию движений «Тренировка космонавтов». Экспериментальная деятельность с солнечным зайчиком. Основной. (30-40 мин.) Высокая двигательная активность. Труд. Безопасность. Физическая культура. Труд на участке - подготовка стартовой площадки. Подвижная игра «Ракеты» (фронтально). Подвижные игры с подгруппами. Спортивное развлечение «Таких берут в космонавты!».
Заключительный (30-40 мин.) Умеренная двигательная нагрузка. Социализация. Коммуникация. Физическая культура. Художественное творчество. Музыка. Сюжетно-ролевая игра «Полёт в космос», «Космодром». Беседа о космосе. Мало подвижная игра «Луна и звёзды». Создание условий. Методическое обеспечение.Дидактическое обеспечение. Материальное обеспечение. План прогулки. Картотека книг, пособий по теме «Космос» Конспект беседы с детьми о космосе. Сценарий игры. Задание для родителей. Схема сбора космического корабля. Схема космического путешествия. Правила поведения в космосе. Модели трудовой деятельности. Космическая атрибутика: Шлемы, костюмы, пульт управления полётом, продукты в тюбиках, спортивное оборудование, оборудование для труда.
Литература: Трубайчук Л.В., Проняева С.В. Организация прогулок с детьми дошкольного возраста в аспекте интеграции образовательных областей // Научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика» Трубайчук Л.В., Проняева С.В. Педагогическая технология организации целостного интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие Челябинск, 2012.
Сан Пин «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», зарегистрирован в Минюсте России , регистрационный Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
Спасибо за внимание!