Профессиональный стандарт педагога Имакаев Виктор Раульевич, доктор философских наук, заведующий кафедрой образовательных технологий высшей школы ПГНИУ, директор по науке АНОО « ПрЭСТО »
В чем смысл стандарта? O Зафиксировать свод видов деятельности, которые должен уметь осуществлять педагог O Сформулировать требования к профессиональным компетентностям O Задать ориентиры для профессионального развития учителей и воспитателей
Схема стандарта ПРИМЕР Функции Педагогическая деятельность по реализации программ Действия Проектирование образовательного процесса … Умения Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую Знания Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ
Две обобщенные трудовые функции Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ
Проектирование O Подразумевается, что педагог должен быть способен разработать и реализовать фрагменты основной образовательной программы. Это касается и обучающей, и воспитывающей и развивающей « компонент ».
Обучение, воспитание и развитие O Эта « знаменитая триада » осталась O Это недостаток стандарта - искусственное разделение образовательной деятельности на три компонента Например : компетенция управления классом ( группой ) не вошла в стандарт.
Формирование УУД O Учитель должен уметь разрабатывать практики формирования УУД, оценивать достигнутые результаты O Иногда речь идет о метапредметных компетенциях, но сути это не меняет
Виртуальная среда O Не просто IT. O Признается, что ребенок проводит часть жизни в виртуальной среде. O Педагог должен понимать, как эта среда устроена, как в ней можно действовать O Он должен уметь использовать эту среду для достижения образовательных результатов
То, что называется «воспитанием» O Развитие обучающихся независимо от их способностей и характера O Определение и принятие четких правил поведения обучающимися O Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально - ценностную сферу ребенка ( культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка ) O Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления O Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
Практика O Конструирование O Методы обучения, в том числе выходящие за рамки учебных занятий : проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика O Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету ( курсу, программе ) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности
Индивидуализация O Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально - ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся O Разработка ( совместно с другими специалистами ) и реализация совместно с родителями ( законными представителями ) программ индивидуального развития ребенка
Родители O Создавать в учебных группах ( классе, кружке, секции и т. п.) разновозрастные детско - взрослые общности обучающихся, их родителей ( законных представителей ) и педагогических работников O Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями ( законными представителями ) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого - педагогического просвещения
Достоинство и субъектность O Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы ( НШ ) O Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их O Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и / или неблагоприятных условиях
Итоги O Текст стандарта является половинчатым. В нем есть и современные идеи, и схемы и концепты прошлого. O Такое состояние стандарта отражает переходный период, парадигмальный сдвиг в образовании как в России, так и за ее пределами.