Новые подходы к организации образовательной деятельности в связи с реализацией ФГОС дошкольного образования
План 1. Принципы образовательной деятельности. 2. Основные формы образовательной деятельности воспитателя с детьми в условиях реализации ФГОС. 3. Психолого-педагогические и методические особенности организации образовательного процесса.
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения». К.Д. Ушинский. «Учить ребенка нужно …» К.Д. Ушинский.
«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю». Конфуций. «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать самому – и я пойму. Японская пословица.
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» возраст НОД 1,5-3 лет Длительность НОД 10 мин 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин Объём в I половину дня 10 мин 30 мин 40 мин 45 мин 1,5 часа
Культурно- исторический Личностно-ориентированный Развивающего образования Амплификации развития ребенка Деятельностного обучения Природосообразности Принцип здоровьесбережения Принципы образовательной деятельности :
- Развивающего образования. - Научной обоснованности и практической применимости. - Соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности. - Принцип интеграции образовательных областей. - Комплексно тематический принцип. Принципы образовательной деятельности в соответствии с ФГТ :
В 2010 г. новой информации создано больше, чем за последние 5000 лет; Объем новой технической информации удваивается каждые 2 года; За 4 года обучения бакалавров их знания устаревают дважды; МИР СТАЛ ДРУГИМ…
ЧЕМУ ОБУЧАТЬ? КАК ОБУЧАТЬ? ЗАЧЕМ ОБУЧАТЬ?
Особенности развития детей: Чувственный способ познания мира. «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни.» М.Монтессори.
Опора на опыт и знания детей; Связь с жизнью: с сегодняшним днем, природой, с последующими событиями; Организация проблемно-поисковой деятельности; Создание ситуаций успеха; Развитие креативности, самостоятельности, инициативы детей;
Три модели организации пед. процесса: Учебная модель. Комплексно-тематическая. Предметно-средовая. (М. Монтессори.)
2. Основные виды образовательной деятельности воспитателя с детьми. Двигательная - Подвижные дид. игры - Подвижные игры с правилами - Игровые упражнения - НОД (двигательная) - Эл. спортивных игр - Спортивные праздники, досуги -Утренняя и бодрящая гимнастика, физкультминутки Игровая - Творческие игры - Игры с правилами Изобразитель- ная -Рисование, лепка, аппликация (мастерская); - Реализация проектов
Коммуникативная - Беседа - Проблемно–игровые ситуации - Речевые ситуации - Составление и отгадывание загадок - НОД - Игры -Драматизация - Реализация проекта Элементарная трудовая деятельность - Самообслуживание - Бытовой труд - Труд в природе - Реализация проекта
Познавательно- исследовательска я - Наблюдение - Экскурсия - Решение проблемных ситуаций - Экспериментирование - Коллекционирование - Моделирование - Реализация проекта - Игры с правилами -НОД Восприятие художественной Литературы и фольклора - Чтение, обсуждение - Разучивание - НОД -Реализация проекта
Музыкально- художественная - Пение - Муз.-ритмические движения - Игра на детских музыкальных инструментах - НОД - Музыкально-дидактические игры - Драматизация - Реализация проекта Конструирование - строительного, из различных - конструкторов, материалов - модулей, - бумаги, - природного материала и т.д.
Центры развития детей: Центр двигательной деятельности Центр сюжетно-ролевой игры Центр трудовой деятельности Центр развивающих игр Центр конструирования
Центры развития детей: Центр музыкально-художественной деятельности Центр продуктивной деятельности Центр познавательно-исследовательской деятельности Центр книги Центр «Информационное поле »
Патриотического воспитания Культурно-исторический центр (предметы быта, эл. костюмов, фотографии, картины, открытки, альбомы) Центр по ПДД Центр «Будущий первоклассник» Краеведения Центр выбора деятельности Дополнительные центры:
3. Психолого педагогические и методические особенности организации образовательного процесса.
Особенности организации образовательного процесса: Работа в зоне ближайшего развития ребенка: развивающее обучение дошкольников Диалог в общении Сотрудничество Ненасилие
Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи. Сократ (469 – 399 г до н. э.)
ВИДЫ МОТИВАЦИИ НОД: Игровая мотивация Мотивация общения Личной заинтересованности Проблемно-бытовая Сказочная Познавательная Информационная (после 6 лет) Семантическая (обозначающая)- 6 – 7 лет Соревновательная.
Инновационные технологии: Проектная деятельность Проблемно-поисковая (исследовательская ) деятельность ТРИЗ Метод моделирования Дифференцированное обучение Деятельностный метод Интегрированное обучение Проблемно-игровое обучение Здоровьесберегающие технологии Компьютерные технологии Технология «Ситуация»
Идеальная НОД- какая? ?
В занятии: Обязательное участие всех детей Воспитатель преимущественно в роли учителя Часто преобладает монолог воспитателя Отсутствие сотрудничества Открытая постановка цели обучения
Отличия НОД от занятия ЗАНЯТИЕНОД Обязательное участие всех детей Участие без принуждения (добровольное) на основе мотивации Воспитатель преимущественно в роли учителя Воспитатель в роли партнера (нет заорганизованности, жесткой регламентации поведения) Чаще преобладает монолог воспитателя Преобладает диалог воспитателя с детьми Отсутствие сотрудничества Сотрудничество воспитателя и детей Открытая постановка цели обучения Игровая цель или другая интересная детям
Структура НОД: 1. Мотивация. Постановка цели (детской). 2.Апперцепция:опора на предыдущий опыт детей 3. Погружение ребенка в поисковую деятельность ( постановка проблемы, создание проблемной ситуации, вопросы поискового характера, ситуации выбора, ситуации затруднения- учим рассуждать). 4. Подведение детей к новому «знанию» (открытие нового «знания», «Эврика!») 5. Закрепление. 6. Итог (рефлексия, осмысление).
Подведение ИТОГА в непосредственно образовательной деятельности: -Как ты думаешь, почему у тебя сегодня получилось лучше (хуже), чем раньше? -Что получилось лучше всего? Почему? -Что узнали нового? -Где вам это может пригодиться? -Вам понравился или не понравился поступок героя? Почему? -Как по-другому мог бы поступить этот герой? -Как бы ты поступил?
Особенности планирования НОД: - Любую тему эффективнее и целесообразнее начинать с познавательно-речевого направления развития: ознакомления с окружающим, беседы, наблюдения, дид. игр, рассматривания (картинок и др.), чтения и только затем отражать в продуктивной деятельности. -комплексно-тематический принцип должен подчиняться задачам развития ребенка! -Целесообразность интеграции в НОД
Особенности организации НОД: - организация образовательной деятельности без принуждения; ненасильственные формы организации; - присутствие субъектных отношений педагога и детей ( сотрудничество, партнерство) -игровая цель или другая интересная детям; -преобладание диалога воспитателя с детьми; -предоставление детям возможности выбора деятельности; -более свободная структура НОД.
Особенности планирования образовательной деятельности: - Событием, завершающим тему, является разное: рисунок, поделка, драматизация, досуг и др. Но событие должно быть значимо с точки зрения ребенка. -Чем младше ребенок – тем мельче событие (научились мыть руки, одеваться, узнавать домашних животных) -Интересы детей надо не столько удовлетворять, сколько формировать, поэтому развивает ребенка только системность в образовательном процессе.
Особенности планирования образовательной деятельности: - Количество интегрированных областей в НОД соответствует программным задачам развития ребенка. - Задачи речевого развития ставятся в НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. -Сохранить логику задач: от простого к сложному. -Избегать назиданий: «повтори, запомни!» -Приучать детей завершать любую деятельность, переходя к следующей.
Критерии оценки качества образовательной деятельности в соответствии с ФГТ: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; Соответствие целей и задач образовательной деятельности Федеральной программе и основной общеобразовательной программе ДОУ; Реализация комплекса задач: обучающих, развивающих, воспитательных; Интеграция образовательных областей; Создание ситуации сотрудничества педагога и детей;
Выбор наиболее рациональных, эффективных методов, приемов и средств развития детей; Использование активных форм работы (игровые, исследовательские и др.); ненасильственных приемов обучения; Создание ситуации выбора как условия развития инициативы, самостоятельности и творчества; Сочетание инд. и дифференцированных подходов; Развитие познавательного интерес детей в ходе образовательной деятельности; Поддержание позитивного эмоционального фона НОД, комфортной обстановки в ходе деятельности.
Роль педагога в традиционном обучении Роль педагога сегодня - Источник знаний-Организатор - Помощник -образец- Партнер - контролер-Источник знаний -Образец -Контролер
«Настоящее открытие - это не поиск новых земель, это взгляд на мир новыми глазами» (Марсель Пруст)