Социализация первоклассников в адаптационный период по курсу Г. Цукерман «Введение в школьную жизнь» Будкевич Ольга Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 3 г. Смоленска
Цель программы: создание условий для успешной адаптации учащихся первых классов в школьной среде. Форма работы: групповая. Состав участников: учащиеся 1-х классов (6,5 – 8 лет). Методы работы: Деятельностный (моделирование ситуаций) Аналитический (анализ и разбор учебных ситуаций, личностных позиций) Проективные методы рисуночного типа.
Программа адаптационного периода обеспечивает знакомство ребёнка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока; способствует психологической адаптации детей в школе; знакомит с основными школьными правилами; прививает навыки индивидуальной, парной и коллективной работы; обучает элементарным приёмам обратной связи; развивает внимание, память, мышление, воображение; формирует классный коллектив;
Основные разделы «Как учить себя с помощью взрослого»; «Сотрудничество со сверстниками»; « Отношения ребёнка с самим собой»;
Знакомство. Введение знака «Поднятая рука». Задачи: организовать знакомство детей друг с другом и учителем; в совместном обсуждении выработать школьное правило «Поднятая рука» для поочередного высказывания; Ход урока Дети ходят в класс и рассаживаются за столы по группам. Приветствие – Здравствуйте, ребята! Сегодня все очень волнуются: ваши родители, вы и, поверьте, я, ваша первая учительница. Наш первый урок называется «Знакомство». – Ребята, а что нужно сделать, чтобы нам захотелось познакомиться друг с другом? – Конечно, необходимо улыбнуться друг другу. Ну что ж улыбнёмся и начнём знакомиться. Рассказ учителя о себе Позвольте, начать мне. Меня зовут Ольга Юрьевна. Я очень люблю детей, поэтому и стала учителем. Ведь только вы, дети, умеете искренне радоваться, огорчаться и удивляться. Мне нравится общаться с вами. Наблюдать, как вы растёте, становитесь умнее, любознательнее, организованнее, дружнее.
Выработка школьного правила – Итак, со мной вы познакомились. А теперь будем знакомиться с вами. Сейчас, я сосчитаю до трёх, и вы все вместе громко назовёте свои имена. 1 – 2 – 3! Ничего не поняла. Давайте ещё громче! 1 – 2 – 3! – Ребята, в чём дело, почему я не могу услышать ваши имена? Дети предлагают разные варианты. Сначала озвучиваются все, кроме поднимания руки. В конце концов, учитель просит послушать учеников, которые предлагают: если хочешь сказать – подними руку. – А как можно поднимать руку? Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку? (Таким образом, мы вместе с детьми устанавливаем новое правило и сразу оговариваем его выполнение). Учитель прикрепляет на доску знак